РП БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. 7кл 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МАОУ - СОШ № 20

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО учителей
естественных наук

Замдиректора по УМР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Сивоплясова С. М.
Токарева И. С.
Дмитренко Л. Е.
Протокол №1
от «30» 08 2024 г.

Приказ № 01-14/76
от «30» 08 2024 г.

Протокол педагогического
совета №1 от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5615535)
учебного курса «БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
для обучающихся 7 классов

г. Армавир, 2024 г

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Биология в вопросах и ответах» в 7 классе составлена на
основе программно-методических материалов: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. –
Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005., программы курса «Экология животных» 7 класс
автор И.М. Швец. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология.
Животные. 7 класс. В.В. Пасечник.
Программа элективного курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для 7 класса
составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам освоения программы по биологии, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и
практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и
здоровью.
Программа курса разработана в соответствии с программой по биологии и экологии
(автор И.М. Щвец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения и
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников Биология 5 -9
классы, автора Пасечника В.В.
В данном курсе предусматривается развитие экологических понятий: «экологический
фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с
окружающей средой», которые объясняют на конкретных примерах животных. Рассматривается
влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах
обитания, разнообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении
экологического равновесия в природе. Программа предлагает углубление и конкретизацию
основных экологических понятий. Рассматривается влияние условий окружающей среды на
животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей
разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Экология животных поможет ответить на такие вопросы: почему животные почв не похожи на
животных открытых пространств; почему птицы осенью улетают на юг; какие животные
обитают в реках, а какие – в морях; кто такие хищники; зачем животные заботятся о своём
потомстве.
Целью экологического образования является становление экологической культуры
личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия
человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с
идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с
окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт
обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.
Основными целями являются следующие:
- освоение, углубление и расширение основных экологических понятий;
- развитие представлений о влиянии условий окружающей среды на животных, о составе
животного мира в разных местах обитания;
- воспитание этических норм взаимоотношений человека с животными;
- применение полученных знаний для сохранения экологического равновесия в природе.
-становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия
гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и
устойчивое развитие. Эта цель согласуется моделью общего воспитания всесторонне развитой
личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в достижении
этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности опасности
глобальных экологических катастроф, экологических кризисов, познание себя и окружающего
мира.
Курс экологии предусматривает взаимосвязь с научными основами экологии растений,
животных и человека в 6-8 классах, продолжает изучение взаимосвязей природных и
социальных явлений и экологических основ охраны природы в 9-11 классах.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих
биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и
развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
Знание
экологических
закономерностей
лежит
в
основе
рационального
природопользования и охраны природы. Знания экологических законов, их соблюдение и
умелое использование необходимо для выживания человечества.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения,
воспитания и развития личности.
Задачи курса:
О б у ч е н и е – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в
границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению,
оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
В о с п и т а н и е потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности,
направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей
среды.
Р а з в и т и е интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и
вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического
восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности
решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и
личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
7 класс (34 ч, 1 час в неделю)
Раздел 1. Общая экология. (9 ч)
Тема 1. Биоценозы (5 ч).
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный
пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь
компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические
наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Проект. Взаимосвязи компонентов биоценоза.
Тема 2. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч).
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных
животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная
книга. Рациональное использование животных.
Раздел 2. Многообразие организмов. (26 ч)
Тема 3. Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (6 ч).
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тема 4. Многоклеточные животные. Позвоночные животные. ( 14 ч.)
Тип Хордовые. Позвоночные животные.
Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ
жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни
человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и

экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни
и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни
человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Значение млекопитающих в жизни человека.
Демонстрация. Видеофильм.
Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 ч)
Доказательства
эволюции:
сравнительно-анатомические,
эмбриологические,
палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения
животных и разнообразие видов как результат эволюции.Ареалы обитания. Миграции.
Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
3 Требования к уровню подготовки обучающихся.
Преподавание курса направлено на достижение следующих результатов:
- знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию
ответственного отношения личности к природе;
- понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в
биосфере;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее
изучение экологии;
- овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям,классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку
зрения;
- умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и
справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по
отношению к окружающей среде;
- утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении,
осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных
ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
- формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и
сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил
и требований
- Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с
помощью различных органов чувств.
- Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные
периоды в онтогенезе животных различных классов.
- Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм
взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных
экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
- Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности
распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
- Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным
экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
- Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций
животных по динамике популяционных характеристик.
- Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в
экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для
устойчивого развития экосистем.

- Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания
животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в
уменьшении их биоразнообразия.
- Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете
Земля.
- Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием
природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также
деятельности по созданию клонов.
- Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и
сельскохозяйственными животными.
- Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по курсу «Общие вопросы биологии» 7 класс
(34 ч, 1 ч. в неделю).
Раздел//Тема

Часы

Раздел 1. Многообразие
организмов.

27

Тема 1. Многоклеточные
животные. Беспозвоночные.

6

Тема 2. Многоклеточные
животные. Позвоночные
животные.

Тема урока

Виды деятельности учащихся

1

Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории.

Работа с текстом.

1

Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые,
Уховертки, Поденки.

1

Отряды Насекомых. Стрекозы, Вши, Жуки,
Клопы.

Работа с текстом и иллюстрациями.

1

Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые,
Двукрылые, Блохи.

Выполняют тестовые задания,
формулируют выводы.

1
1

Отряд Насекомых. Перепончатокрылые.
Проект. Общественно-полезные насекомые.

Работа с различными источниками
информации.

16

1

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные,
Работа с текстом и рисунками
Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, учебника.
Окунеобразные.

1

Обобщающий урок. Значение рыб для человека.

Работа с различными источниками
информации.

1

Отряды Пресмыкающихся. Черепахи, Крокодилы. Работа в группах.

1

Проект. Необычные рептилии.

Работа с различными источниками
информации.

1

Отряды Птиц. Страусообразные, Нандуобразные,
Казуарообразные, Гусеобразные.

Работа с текстом и иллюстрациями.

1

Отряды птиц. Дневные хищные, Совы, Куриные.

Работа с текстом и рисунками
учебника.

1

Отряды Птиц. Воробьинообразные, Голенастые.

1

Проект. Всё о птицах.

1

Отряды млекопитающих: Однопроходные,
Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

1

Отряды млекопитающих. Грызуны,
Зайцеобразные.

Работа с текстом и рисунками
учебника; заполнение таблицы.

2

Отряды млекопитающих. Китообразные,
Ластоногие, Хоботные, Хищные. Значение
млекопитающих в природе и жизни человека.

Работа в группах.

1

Отряды млекопитающих. Парнокопытные,
Непарнокопытные.

Работа в группах.

1

Отряд млекопитающих. Приматы.

Работа с различными источниками
информации.

1
Тема 3. Развитие и
закономерности размещения
животных на Земле.

Раздел 2. Общая экология.
Тема 1. Биоценозы.

5

1

Доказательства эволюции животных.

1

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного
мира.

1

Усложнение строения животных. Многообразие
видов как результат эволюции.

1

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности
размещения животных.

1

Обобщающий урок. Основы эволюции
органического мира.

Работа в группах.

Работа с текстом и рисунками
учебника, сотрудничество с
учащимися класса.

1

Естественные и искусственные биоценозы.

1

Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи
питания. Поток энергии.
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их
приспособленность друг к другу.

Работа с текстом и рисунками
учебника, сотрудничество с
учащимися класса.
Работа в группах.

8
3

1
Тема
2.
Животный
мир
и хозяйственная
деятельность
человека.

Обобщающий урок. Значение млекопитающих в
жизни человека.

5

1
1
1

1
Итого

34

Воздействие человека и его деятельности на
животный мир.
Одомашнивание животных.
Законы России об охране животного мира.
Система мониторинга. Охрана и рациональное
использование животного мира.
Обобщающий урок. Охрана животного мира.

Работа с текстом и рисунками
учебника, сотрудничество с
учащимися класса при обсуждении.
Работа в группах.

Календарно – тематическое планирование элективного курса по биологии «Общие вопросы экологии», 7 класс.
(34ч, 1ч в неделю).
№
уро
ка

Дата
план.

Тема урока
(тип урока)

Дата
факт.

Планируемые результаты
предметные

метапредметные
УУД

личностные

Учиться
самостоятельно
выбирать стиль
поведения, привычки,
обеспечивающие
безопасный образ
жизни и сохранение
здоровья – своего, а
так же близких людей
и окружающих.

Способы
деятельно
сти
учащихся

Раздел 1. Многообразие организмов. (27 ч)
Тема 1. Многоклеточные
животные. Беспозвоночные. (6 ч).
1

Простейшие.
Жгутиконосцы.
Инфузории.

2

Отряды насекомых.
Таракановые,
Прямокрылые, Уховертки,
Поденки.

Знания о местообитании,
строении и образе жизни
насекомых.

Познавательные УУД:
работают с текстом
параграфа выделять в нем
главное
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать
и формулировать проблему в
классной и индивидуальной
учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
готовят презентацию
изучаемого материала с
помощью компьютерных
технологий.

3

Отряды Насекомых.
Стрекозы, Вши, Жуки,
Клопы.

Определяют понятия:
«инстинкт», «поведение»,
«прямое развитие»,

Познавательные УУД: знания Осознание своих
общей характеристики
возможностей в
насекомых. Знания о
учении. Повышать

Работа с
текстом и
иллюстра

Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

«непрямое развитие».

местообитании, строении и
образе жизни пчелы
Регулятивные УУД:
выполняют непосредственные
наблюдения за насекомыми.
Оформляют отчёт,
включающий описание
наблюдения, его результаты и
выводы.
Коммуникативные УУД:
отстаивают свою точку
зрения, приводят аргумент.
Уметь взглянуть на ситуацию
с иной позиции и
договариваться с людьми
иных позиций.

интерес к получению
новых знаний.
Уважать себя и верить
в успех других.

циями,
выполнен
ие
лаборатор
ной
работы.

4

Отряды насекомых.
Бабочки, Равнокрылые,
Двукрылые, Блохи.

Знания о местообитании,
строении и образе жизни
насекомых.

Познавательные УУД:
работают с текстом
параграфа выделять в нем
главное
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать
и формулировать проблему в
классной и индивидуальной
учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
готовят презентацию
изучаемого материала с
помощью компьютерных
технологий.

Учиться
самостоятельно
выбирать стиль
поведения, привычки,
обеспечивающие
безопасный образ
жизни и сохранение
здоровья – своего, а
так же близких людей
и окружающих.

Выполня
ют
тестовые
задания,
формулир
уют
выводы.

5

Отряд Насекомых.
Перепончатокрылые.

Представители отряда, образ Составление кроссворда.
жизни.
Понятия: сверхпаразит,
матка, трутень, рабочая
пчела, инстинкты.

Значение для человека и в
природе.
6

Обобщение. Общественнополезные насекомые.

Презентация, доклады,
сообщения.

П. 1519,
повтор
ить

Тема 2. Многоклеточные животные. Позвоночные животные. ( 16 ч.)
7

Класс Костные рыбы.
Отряды: Осетрообразные,
Сельдеобразные,
Лососеобразные.

Распознают и описывают
Познавательные УУД:
представителей
характеризуют многообразие,
систематических групп рыб. образ жизни, места обитания
хрящевых рыб.
Выявляют черты сходства и
различия между
представителями изучаемых
отрядов оценивают
собственные результаты.
Регулятивные УУД:
корректируют свои знания:
Коммуникативные УУД:
работают с дополнительными
источниками информации.

8

Отряды Карпообразные,
Окунеобразные.

Распознают и описывают
представителей
систематических групп рыб.

9

Обобщающий урок.
Значение рыб для человека.

10

Отряды Пресмыкающихся.
Черепахи, Крокодилы.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

Определяют понятия:
«внутреннее
оплодотворение»,
«диафрагма», «кора больших
полушарий». Определяют
принадлежность к типу,

Познавательные УУД:
сравнивают строение
земноводных и
пресмыкающихся
Регулятивные УУД: уметь
оценить степень успешности

Развивают
любознательность,
развивают интерес к
окружающему миру.

Работа с
текстом и
рисункам
и
учебника.

Приобретать опыт
Работа в
участия в делах,
группах.
приносящих пользу
людям. Выбирать
поступки, нацеленные
на сохранение и

классу и распознают
распространённых
представителей класса.

своей индивидуальной
бережное отношение к
образовательной
природе, особенно
деятельности. Уметь
живой.
самостоятельно
контролировать своё время
Коммуникативные УУД:
отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы. Уметь
терпимо относится к мнению
другого человека и при
случаи признавать свои
ошибки.

11

Проект. Необычные
рептилии.

12

Отряды Птиц.
Страусообразные,
Нандуобразные,
Казуарообразные,
Гусеобразные.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

Определяют понятия:
«гнездовые птицы»,
«выводковые птицы»,
«двойное дыхание»,
«воздушные мешки
орнитология, крылья,
перьевой покров, обтекаемая
форма тела, цевка, киль,
полые кости, отсутствие
зубов, крупные глазницы,
воздушные мешки, высокий
обмен веществ,
теплокровность.

Познавательные УУД:
проводят наблюдения за
внешним строением птиц.
Регулятивные УУД:
Составляют план и
последовательность действий.
Коммуникативные УУД:
интересуются чужим мнением
и высказывают свое. Умеют
слушать и слышать друг
друга.

Ориентация на
понимание причин
успеха в учебной
деятельности,
осознавать свои
интересы, находить и
изучать в учебниках
по разным предметам
материал (из
максимума), имеющий
отношение к своим
интересам.

Работа с
текстом и
иллюстра
циями,
выполнен
ие
лаборатор
ной
работы

13

Отряды птиц. Дневные
хищные, Совы, Куриные.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

Определяют понятия:
«хищные птицы»,
«растительноядные птицы»,
«оседлые птицы»,
«кочующие птицы»,
«перелётные птицы».

Познавательные УУД:
выявляют черты сходства и
различия в строении, образе
жизни и поведении
представителей указанных
отрядов птиц.

Иметь навыки
продуктивного
сотрудничества со
сверстниками. Уметь
грамотно использовать
в устной и письменной

Работа с
текстом и
рисункам
и
учебника.

Регулятивные УУД:
речи биологическую
принимают познавательную
терминологию.
цель, сохраняют ее при
выполнении учебных
действий.
Коммуникативные УУД:
работают в группах с
учебником и дополнительной
литературой. Готовят
презентацию на основе
собранных материалов.
14

Отряды Птиц.
Воробьинообразные,
Голенастые.

Представители отрядов,
образ жизни.

Кроссворд «Птицы».

15

Проект. Всё о птицах.

16

Отряды млекопитающих:
Однопроходные,
Сумчатые.

Отряды: Однопроходные,
Сумчатые. Представители
отрядов.

Познавательные УУД:
Формирование
сравнивают изучаемые классы бережного отношения
животных между собой.
к природе
Выявляют приспособленности
этих животных к различным
условиям и местам обитания.
Регулятивные УУД:
принимают познавательную
цель, сохраняют ее при
выполнении учебных
действий.
Коммуникативные
УУД: умение работать с
дополнительными
источниками информации
использование для поиска
возможности Интернета.

17

Отряды Насекомоядные,

Представители отрядов.

Рукокрылые.
18

Отряды млекопитающих.
Грызуны, Зайцеобразные.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

Учащиеся должны знать
признаки экологических
групп млекопитающих,
характеризовать роль
животных в природе и
хозяйств. Деятельности
человека.

Познавательные УУД:
Уважительно
Работа с
работают с текстом
относиться к учителю текстом и
параграфа. Сравнивают
и одноклассникам.
рисункам
представителей изучаемых
и
отрядов между собой.
учебника;
Регулятивные УУД:
заполнени
составляют план и
е
последовательность действий.
таблицы.
Коммуникативные УУД:
умение работать с
дополнительными
источниками информации
использование для поиска
возможности Интернета

19

Отряды млекопитающих.
Китообразные, Ластоногие,
Хоботные, Хищные.
Значение млекопитающих
в природе и жизни
человека.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

Определяют понятия
«видоизменение
конечностей», «вторичноводные животные», «зубная
формула и её значение в
систематике.
Миграция, цедильный
аппарат, бивни, хобот,
хищные зубы.

Познавательные УУД:
представители отрядов:
Китообразные, Ластоногие,
Хоботные, Хищные.
Регулятивные УУД:
составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД:
умение работать с
дополнительными
источниками информации
использование для поиска
возможности Интернета.

20

Отряды млекопитающих.
Парнокопытные,
Непарнокопытные.

Определяют понятия:
«копыта», рога», «сложный
желудок», «жвачка».
Представители отрядов,
образ жизни.

Познавательные
Умение соблюдать
УУД: представители отрядов: дисциплину на уроке.
Парнокопытные,
Непарнокопытные, Приматы.
Копыто, рога, сложный
желудок, жвачка. Приматы,

Отрабатывают умение Работа в
работы с разными
группах.
источниками
информации.

Работа в
группах.

человекообразные обезьяны
Регулятивные УУД:
составляют план и
последовательность действий.
Коммуникативные УУД:
умение работать с
дополнительными
источниками информации
использование для поиска
возможности Интернета.
21

Отряд млекопитающих.
Приматы.

22

Обобщающий урок.
Значение млекопитающих
в жизни человека.

Представители отряда, образ
жизни. Особенности
поведения.

Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 ч)
23

Доказательства эволюции
животных.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

Учащиеся должны знать
доказательства эволюции.
Учащиеся должны знать
причины эволюции.

Познавательные УУД:
описывают и характеризуют
гомологичные, аналогичные и
рудиментарные органы и
атавизмы. Выявляют факторы
среды, влияющие на ход
эволюционного процесса.
Регулятивные УУД:
анализируют
палеонтологические,
сравнительно-анатомические
и эмбриологические
доказательства эволюции
животных, принимают
познавательную цель и
сохраняют её при выполнении

У учащихся
формируется научное
мировоззрение с
учетом знаний о
причинах эволюции.

Работа с
текстом и
рисункам
и
учебника,
сотруднич
ество с
учащимис
я класса.

учебных действий.
Коммуникативные УУД:
вступают в диалог, участвуют
в коллективном обсуждении.
24

Чарлз Дарвин о причинах Учащиеся должны знать
эволюции животного мира. доказательства эволюции.
Учащиеся должны знать
причины эволюции.

25

Усложнение строения
животных. Многообразие
видов как результат
эволюции.

26

Ареалы обитания.
Учащиеся должны знать
Миграции. Закономерности закономерности размещения
размещения животных.
животных.

27

Обобщающий урок.
Основы эволюции
органического мира.

Учащиеся должны знать о
многообразии видов на
планете.

Обобщение материала по
теме.

Раздел 2. Общая экология. (8 ч)
Тема 1. Биоценозы (3 ч).
28

Наука экология. Факторы
среды.

Учащиеся должны знать
факторы среды. И их
влияние на биоценозы.

Познавательные УУД:
Формирование основ
характеризуют взаимосвязь
экологической
организмов со средой
культуры.
обитания, влияние
окружающей среды на
биоценоз и приспособление
организмов к среде обитания.
Анализируют
принадлежность
биологических объектов к
экологическим группам

Работа в
группах.

Регулятивные УУД: ставят
учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
Коммуникативные УУД:
используют адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей и побуждений.
29

Естественные и
искусственные биоценозы.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

Учащиеся должны знать
компоненты биоценоза, его
структуру, причины его
устойчивости; уметь
объяснять значение
биологического
разнообразия для
повышения устойчивости
биоценоза.

Познавательные УУД:
Формирование основ
изучают признаки
экологического
биологических объектов:
сознания.
естественного и
искусственного биоценоза,
продуцентов, консументов,
редуцентов.
Регулятивные УУД: умение
организовывать свою
деятельность, умение вносить
коррективы в план действий.
Коммуникативные УУД:
поддерживают дискуссию.

30

Цепи питания. Поток
энергии. Взаимосвязь
компонентов биоценоза и
их приспособленность друг
к другу.

Пищевые взаимоотношения. Составление схем питания.
Пищевая и энергетическая
Энергетическая пирамида.
пирамида. Многообразие
связей в биоценозе.
Трофические связи, прямые,
косвенные связи.

Тема 2. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч).
31

Воздействие человека и его Прямое и косвенное
деятельности на животный воздействие. Виды
мир.
промысла.

32

Одомашнивание животных. Механизмы одомашнивания.

Работа с
текстом и
рисункам
и
учебника,
сотруднич
ество с
учащимис
я класса.

Первые одомашненные
животные. Селекция.
33

Законы России об охране
животного мира. Система
мониторинга.
Тип урока. Урок изучения
и первичного закрепления
новых знаний.

34

Охрана животного мира.
Рациональное
использование животного
мира.
Обобщающий урок по
курсу

Учащиеся должны быть
знакомы с основными
законами об охране
животного мира, с мерами
охраны животного мира и
рационального
использования животных.

Обобщение материала.

Познавательные УУД:
знакомство с законами об
охране животного мира:
федеральными,
региональными.
Знать основы системы
мониторинга.
Регулятивные УУД:
законодательные акты
Российской Федерации об
охране животного мира.
Знакомятся с местными
законами. Составляют схемы
мониторинга
Коммуникативные УУД:
уметь проводить
элементарные исследования,
работать с различными
источниками информации.

Формирование основ
экологического
сознания на основе
признания ценности
жизни во всех
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного отношения
к окружающей среде и
рационального
природопользования.

Работа с
текстом и
рисункам
и
учебника,
сотруднич
ество с
учащимис
я класса
при
обсужден
ии.

4 Перечень учебно-методические средств обучения.
Основная литература
1. Бабаенко В.Г., Богомолов Д.В. Экология животных. – М., 2001. – 128с.пособие для учащихся 7
класса.
2. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, учебник «Экология России». М.: Просвещение, 2000.
3. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: учебник.- М.: Дрофа, 2017. – 175 с.
4. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику.- М.: Дрофа, 2017. – 175
с.
Дополнительная литература
1. Агесс П. Ключи к экологии. - Гидрометеоиздат, 1982.
2. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии. - М.:
АО МДС, 1996. - 192 с.
3. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта. - М: Мир, 1988. - 350с.
4. Боголюбов А. С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружающей среды / Метод, пособие
по полевой экологии для педагогов доп. образования и учителей. - М.: Экосистема, 1998.
5. Бродский А. К. Краткий курс общей экологии. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.
6. Вронский В.А. Экология: Словарь – справочник. – Ростов на Дону, 1999. - 576
7. Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. -М.: Просвещение, 1989.
8. Наумов Н.П. Экология животных. – М., 1963. – 618с.
9. Радкевич В.А. Животные и растения: Экологические очерки. – Минск, 1980. – 176с.
10. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1988. – 272с.
Интернет- ресурсы.
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru/
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
«Федеральный
центр
информационных
образовательных
ресурсов»
http://fcior.edu.ru/, http://eor.edu.ru/
Экологический центр «Экосистема». http://www.ecosystema.ru/
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по ботанике.
Набор микропрепаратов по зоологии.
Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)
Коллекции
Вредители сельскохозяйственных культур
Ископаемые растения и животные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».