МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Краснодарский край муниципальное образование город Армавир МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей русского языка и литературы _________________ _______ Барсегян Н. Ф. Протокол №1 от «30» 08 2024 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УМР _________________ _______ Директор _________________ _______ Токарева И. С. Протокол №1 от «30» 08 2024 г. Дмитренко Л. Е. Протокол №1 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ» для обучающихся 11 класса Педагог- психолог : Кондратова Елена Леонидовна. Количество часов -34 . В неделю 1 час. г. Армавир 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой нацелено на выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности приобретает системный характер в рамках психолого-педагогических классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического образования. Примерная рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся 11 класса общеобразовательных организаций (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), примерной основной образовательной программой среднего общего образования, а также примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода активного включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли принять решение о правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие функциональной грамотности обучающихся. Нормативно-правовой базой для создания Программы являются: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021); − Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020); − Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з); Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования, а также планируемые результаты его освоения. Целью реализации профессионального Программы самоопределения является создание обучающихся и условий для формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Задачи реализации программы: − мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и потребность в профессиональном самоопределении с помощью формирования системного представления о педагогической деятельности; − формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и требованиям к профессиональной педагогической деятельности; − развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде. − развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с информацией; − обеспечить практический опыт исследовательской работы. Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего образования предполагается за счет часов части учебного плана, в объеме 34 часов. Планируемые результаты освоения элективного курса «Основы педагогики и психологии» Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В структуре личностных результатов выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития педагогики и психологии, способности ставить цели и строить жизненные планы. Личностные результаты освоения достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов; способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её; умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие педагогики и психологии, понимания значения этих наук в жизни человека и современного общества; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: - осознание духовных ценностей российского народа; - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, - ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; 4) эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; - понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения); 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия; заинтересованность в получении знаний в целях повышения общей культуры, функциональной грамотности обучающихся; понимание сущности методов познания, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; способность самостоятельно использовать знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями. Предметные результаты В результате освоения программы элективного курса «Основы педагогики и психологии» обучающиеся будут знать: специфику педагогической профессии, какие личностные качества профессионально значимы для педагога; основные требования к профессиональной педагогической деятельности; ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса; методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций; о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия. Будут уметь: − проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии; − работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских; − самостоятельно работать с информацией. Будут иметь опыт: − организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности; Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии. Поскольку элективный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает: − удовлетворение индивидуальных запросов, обучающихся; − развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; − развитие навыков самообразования и самопроектирования; − углубление, расширение и систематизацию знаний в психологопедагогической области; − совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Метапредметные результаты Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют: − развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок; − развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; − обеспечению профессиональной ориентации обучающихся. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Основное содержание элективного курса «Основы педагогики и психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 11 класс». 11 класс. Человек как член сообщества. Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства. Универсальные компетенции для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Проектирование своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого. Педагогика в современном обществе Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика. Где и как работают педагоги? Практическая психология на каждый день Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Институциональная основа современных психологических и педагогических практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11 класс № Наименование разделов п/п 1 Человек как член сообщества. 2 Азбука общения: от А до Я. 3 Универсальные компетенции для жизни и учебы. 4 Проектирование своей истории успеха. 5 Педагогика в современном обществе. 6 Практическая психология на каждый день. Колво часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 4 https://lecta.ru/playlistpedagogic 5 https://lecta.ru/playlistpedagogic 5 https://lecta.ru/playlistpedagogic 5 https://lecta.ru/playlistpedagogic 5 https://lecta.ru/playlistpedagogic 5 https://lecta.ru/playlist- pedagogic Институциональная основа современных психологических и педагогических практик. 7 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 https://lecta.ru/playlistpedagogic 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11класс. № Тема урока Всего часов Человек как член сообщества. (4ч) Человек, группа, коллектив, 1 1 общество. Как организовать совместную деятельность? Социальный и эмоциональный 2 1 интеллект. Как вести за собой? Лидерские качества, как развивать? 3 1 Механизмы межличностного восприятия Барьеры в общении. Конструктивное 1 4 общение. Контроль эмоций. Азбука общения: от А до Я. (5ч) Навыки эффективного общения. 1 5 Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. 6 1 Управление конфликтом. Возможности медиации при 1 7 разрешении конфликтов. Психология лидерства. Социально8 1 психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм. Стили общения. Урок-дискуссия 9 1 "Что мешает открытому общению?" Универсальные компетенции для жизни и учебы (5ч). Искусство навыков XXI века. 10 1 Успеваем всё: современный таймменеджмент переговоров. Приемы расположения к себе. 11 1 Искусство переговоров. Самопрезентация. 12 1 Деловая беседа. Электронные цифровые образовательные ресурсы https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic Психологические особенности публичного выступления.Экзамен. Психологические аспекты. Активное 14 и пассивное слушание. Проектирование своей истории успеха. (5ч) Психология идентичности: кто Я? 15 Как стать успешным! 16 Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. 17 Мой успех – успех для каждого. Особенности развития личности 18 Стратегия выбора профессии. 19 Профессиональный тип личности (методика Голланда) Педагогика в современном обществе (5ч) 20 Возникновение и становление педагогической профессии. Карьера в рамках образования 13 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic Роль педагога в учебно1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic воспитательном процессе школы. Цифровая педагогика. 22 Решение педагогических 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic задач.Анализ педагогических ситуаций на примерах из произведений литературы 23 Основные признаки психолого1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic педагогической культуры педагога. Круглый стол «Современный учитель 1 24 https://lecta.ru/playlist-pedagogic – это…» Эссе на тему «Имидж современного педагога». Практическая психология на каждый день (5ч) Психология в социальной сфере. 25 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic Психология в образовании. 26 Психология в управлении. 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 27 Психология и современное 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic производство. Виды реакций на экстремальную ситуацию и техники экстренной психологической помощи. 28 Принципы и этические нормы 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации. Психологическая помощь человеку, 1 29 https://lecta.ru/playlist-pedagogic переживающему утрату. Служба психологической поддержки. Институциональная основа современных психологических и педагогических практик. 21 (5ч) 30 31 32 33 34 Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии. Нормативная база современного образования. Практическое занятие «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?» Эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени». Итого: 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 1 https://lecta.ru/playlist-pedagogic 34 Список литературы 1. «Основы педагогики и психологии», авторы: Басюк В. С., Казакова Е. И., Брель Е. Ю. и др. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2022 2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с. Научная литература (монографии, статьи) 1. Бакштанский, В. Л., Жданов О. И. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности. М.: Беловодье, 2008. 464 с. 2. Битянова, М. Р., Вачков М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009. 3. Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера. М. : 2012. 376 с. 4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 374 с. 5. Кравцова Е., Кравцова М. Мыльные бомбы, или как избежать конфликтов. М.: БерИнгА. 2016. 6. Крашенинников Е. Любовь к педагогике. М.: MyBook, 2017. 167 с. 7. Макеева А.Г. Что делать???... если делать этого не хочется. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018. 8. Марок А. Почему я? История белой вороны. М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016. 9. Мишель Мира Пон. Вопросы памяти. М.: Пешком в историю, 2019. 10. Млодик И. Почти неволшебные превращения. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 11. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. М., 2011. 184 с. 12. Нехаева Е. Г. Я чувствую мир. Практикум по развитию каналов восприятия информации и памяти для детей и взрослых. М.: КТК Галактика, 2020. 100 с. 13. Омберген ван: В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 14. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000. 15. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М., 2005. 16. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. М., 2000. 17. Селезнева Е.В. Увлекательная психология. М.: Аванта, 2021. 18. Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. М.: Манн, Иванов и Фабер, 2018. 19. Тимошенко Г. В. 50 лайфхаков: психологические квесты. М.: АСТ, 2017. Учебно-методическая литература для учителей по организации образовательной деятельности 1. Бадмаев Б. Психология в работе учителя. Кн. 2. Практическое пособие по теории развития, обучение, воспитание. М.: Владос. 2004. 158 с. 2. Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М.: Просвещение, 1991. 140 с. 3. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : 2006. 4. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001. Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов. 1. Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск: Попурри, 2009. 240 с. 2. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными. М.: Альпина Паблишер, 2015. 155 с. 3. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М.: Генезис, 2012. 424с. 4. Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М.: ИТРК, 2017. 5. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с. 6. Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М.: АСТ, 2021. 7. Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М.: Диалектика, 2021. Информационные ресурсы 1. Белова Ю.В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2018. 83 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/72353.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. 2. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. [Электронный ресурс]. М.: Теревинф, 2019. 152 c. ISBN 978-5-4212-0507-4. URL: https://www.iprbookshop.ru/89933.html 3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие [Электронный ресурс] М.: Академический Проект, 2015. 336 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/36853. 4. Ковалев А. В., Кузнецов В. В., Федоров В. А. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УрО РАО]. Екатеринбург: УрО РАО, 2012. 98 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8508. 5. «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/) 6. Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/) 7. Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru) 8. «Психея» (http://www.psycheya.ru/) 9. Газета «Школьный психолог» (http://psy.1september.ru/) 10. Журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/) 11. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (http://www.psyedu.ru/)