Описание АООП МАОУ-СОШ № 20 Адаптированная образовательная программа основного общего образования МАОУ-СОШ № 20 разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) на период 2024-2029 годы на втором этапе обучения 5-9 классы. АОП включает в себя: - Паспорт Программы; -Концептуальные основы работы МАОУ – СОШ № 20 с детьми с ОВЗ; -Характеристика контингента учащихся с ОВЗ; -Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ; -Научно-методическое, кадровое и материально-техническое образовательного процесса обучающихся с ОВЗ; обеспечение -Анализ образовательного пространства школы; - Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ; - Основные подходы к организации образовательного пространства школы; -Содержание образования для детей с ОВЗ; -Организация психолого-медико-педагогического обучающихся с ОВЗ в школе; и социального сопровождения -Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ; -Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ; -Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы; -Система оценки обучающихся с ОВЗ. Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества; Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников; Совершенствование организации учебного процесса в целях укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников; сохранения, Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников; Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы. Основные направления АОП: Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества. Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности. Создание условий для формирования обучающихся, воспитанников во время УВП. жизненно важных компетенций у Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП. - Расширение материально-технической базы образовательного учреждения Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Принципы реализации АОП: 1. принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога; 2. принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка; 3. принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе; 4. принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей; 5. принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников; 6. принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научнометодического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции; 7. принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы; 8. принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса; 9. принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации; 10. принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка; Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе. В данной адаптированной программе формируются следующие приоритетные педагогического коллектива: образовательной направления деятельности осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения, реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; o создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.