РП ОДНКНР-5-6 кл2023-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МАОУ - СОШ № 20

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
учителей истории и
обществознания

Заместитель директора
по УМР

Директор
________________________

Дмитренко Л.Е.
Приказ
№
1
от
«30» 08
Токарева И.С.
2023 г.
Токарева И.С. Приказ № 1 от «30» 08
2023 г.
Приказ №1 от «29» 08
2023 г.
________________________

_______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»»
для обучающихся 5-6 классов

г. Армавир 2023

Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов
образовательных организаций составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждѐн
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г . № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
.Целями изучения учебного курса являются:
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов этноконфессионального
согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;

- формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
содействие
осознанному
формированию
мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания общества в целом .
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «ОДНКНР» в 5-6 классах отводится по 34 часа (2 часа
в неделю).
Содержание учебного предмета ОДНКНР
5 класс – 34 часа
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная
семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство. Риски и
угрозы
духовнонравственной культуре народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался
русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности,
которые даѐт русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного
пространства России Тема 6 . Материальная культура Материальная
культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и
знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях
России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний .
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как
связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .)
о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях
разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль
нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) .
Семейное древо. Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека.
Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и
новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
па тр и о ти з м , любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость еѐ фальсификации. Преемственность поколений
.
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От
сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения?
Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,

справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия.
Каждый регион уникален. Малая Родина — частьобщего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции
в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы .
Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовнонравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми .
Народные инструменты .
История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная
литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и

образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам
народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных
укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и
производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как
трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик
и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ
ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.

Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.
Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность.
Инвалидность .
Асоциальная
семья .
Сиротство .
Отражение этих явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтѐрство . Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества.

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессии.
Тема
22
.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности
самого мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учѐные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Учѐные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учѐных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество.
Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их
истории . Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед
обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Планируемые результаты освоения программы
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
 готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать
свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
 личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками;
 формирование основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в современном
мире;
 воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; формирование ценностей многонационального
российского общества;
 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории,
любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,
толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности,
вероисповедания;
 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия
Познавательные:
 характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
 сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
 различать культовые сооружения разных религий;
 формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных
текстов.
Коммуникативные:
 рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в
России;
 кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:

 оценивать различные
ситуации
с позиций
«нравственно»,
«безнравственно»;
 анализировать и оценивать совместную деятельность (парную,
групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей,
правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
 анализировать информацию, представленную в разной форме (в том
числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
 Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов
и прослушанных объяснений учителя.
 Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных
и
религиозных текстов. Проводить аналогии между героями,
сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
 Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания
участников
беседы,
добавлять,
приводить
доказательства.
 Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
 Оценивать поступки
реальных
лиц,
героев произведений,
высказывания известных личностей.
 Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
 Использовать информацию, полученную из разных источников, для
решения учебных и практических задач.

Метапредметные результаты:
 владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
 овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты:
 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Раздел №2 Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР
на уровне основного общего образования
Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание

Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий,
духовно-нравственных
ценностей
в
становлении
российской
государственности.

2. Гражданское воспитание

- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному

самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.

4. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов
родного
края,
России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание
значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность
на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении .
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия

(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории .
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические
/ моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своѐ мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование);

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов .
5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры и
гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина
России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным
развитием личности и социальным поведением .
Тема 2 . Наш дом — Россия
Иметь представление
об
историческом
пути
формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3 . Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние
на миропонимание личности;

- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка,
его взаимосвязи с языками других народов
России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
6 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении .
Тема 5 . Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать
основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить
с реальными проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины .
Тема 6 . Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями
духовной культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов
России от географии их массового расселения, природных условий и
взаимодействия с другими этносами .
Тема 7 . Духовная культура
- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука», «религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность»,
«духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;

- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный
смысл культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны .
Тема 8 . Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в
жизни общества и основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их
картины мира .
Тема 9 . Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность
для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса
познания как получения но- вых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о
культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной культурноисторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности
современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;

- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями еѐ существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и
еѐ воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах
помощи сиротам со стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и
«Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и
сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества .
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России:
- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность
как ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России:
- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи
в произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием
различного иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи
- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических
функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;

- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность
для укрепления целостности семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи
в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные
закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора
культурной преемственности .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и
общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в
быту, в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в
культуре .
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать
границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в
творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных
ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни
человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов
добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность

- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса . Знать о существовании связи между историческими
событиями и культурой . Обосновывать важность изучения истории как
духовно- нравственного долга гражданина и патриота .
Тема 2 . Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять
простые выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления,
как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла в литературных произведениях .
Тема 22 . Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и
преемственность поколений, единство народов России с опорой на
культурные и исторические особенности российского народа:
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых
общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный
этнос»;

- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность
как элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь
праздников и
культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и
собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов
России, как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой
работы .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования,
выделять простые выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления,
как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России

- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важность и нужность этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора
как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные
средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиями проживания народа на примерах из истории и культуры
своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных, духовно-нравственных, семейных и
этнических
традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты
взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с
учѐтом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые
традиции народов своего края .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
-Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России

- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре
народов России для обоснования еѐ территориального, политического и
экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального
явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры
и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовнонравственным состоянием общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и
этапами развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметь показать их на административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти
отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от
его принадлежности к тому или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его
типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России
и особенностями исторического периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России
от их локализации в конкретных климатических, географических и
культурно-исторических условиях .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный

- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного и добросовестного труда для создания социально и
экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности
общества .
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от
процесса познания;
- понимать специфику каждой ступени образования, еѐ роль в современных
общественных процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;
- характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека»,
«правовая культура»:
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с
правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между
правами и обязанностями человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов
России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного
развития общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)

Характеризовать основные процессы, протекающие в современном
обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития
человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из
истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личных качеств человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными
моральными и нравственными ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных
процессах;
- характеризовать взаимосвязь
таких
понятий
как
«свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его
приоритет перед идеологией индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве
современной России .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
Понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а
также потребности человека для гармоничного развития и существования на
каждом из этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своѐ понимание самостоятельности, еѐ роли
в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих
конфессий России;
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных
ценностей для современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке

- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества,
как его внутреннюю самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного
знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и
культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального
благополучия общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
Характеризовать
понятия
«самопознание»,
«автобиография»,
«автопортрет», «рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
соотносить понятия «добросовестный труд» и
«экономическое
благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность
и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной
стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой
стороны, а также «общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;

- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном
состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в
социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
- Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества»
как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством
духовно-нравственных идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий
на доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих
проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со
стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей
разных этносов и религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных,
волонтѐрских и социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
- Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных
ценностей российского народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном
наследии народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования
высоконравственной
личности,
государственной
политики,
взаимоотношений в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в современной
культуре .

Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как
нравственный долг
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в
истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в
целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную
роль в жизни общества;
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтѐрской
деятельности, аргументировано объяснять еѐ важность .
Тема 23 . Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
- Характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном
обществе, прослеживать еѐ связь с научно-техническим и социальным
прогрессом;
- называть имена выдающихся учѐных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и
обоснования научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества,
страны и государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, еѐ роль и вклад в
доказательство этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда
в определѐнной профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать еѐ
вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин

- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, еѐ важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»;
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные
ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это
понятие с необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
- Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, еѐ составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему
присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)

- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров
образ человека, создаваемый произведениями культуры;
- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с
положительной, так и с отрицательной стороны.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно1.1
нравственной куль- туры народов России»?

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0
0

Всего

1.2

Наш дом — Россия

1

0

1.3

Язык и история

1

0

1.4

Русский язык — язык общения и язык
возможностей

1

0

1

0

1.5

1.6

1.7

1.8

Истоки родной культуры
Материальная культура
Духовная культура
Культура и религия

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

1

1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.9

1.10

Культура и образование
Многообразие культур России

Итого по разделу

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

1

1
10

Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Семья — хранитель духовных ценностей

1

Родина начинается с семьи

1

Традиции семейного воспитания в
России

1

Образ семьи в культуре народов России

1

Труд в истории семьи

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/special-

1

1
2.6

Семья в современном мире

Итого по разделу

6

Раздел 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1

Личность — общество — культура

1

course/1

3.2

Духовный мир человека . Человек — творец
культуры

3.3

Личность и духовно-нравственные ценности

Итого по разделу
Раздел 4. «Культурное единство России»
Историческая память какдуховно4.1
нравственная ценность

1

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

2

4.3.

Взаимовлияние культур

1

Духовно-нравственные ценности
российского народа

1

4.4
4.5

Регионы России: культурное многообразие

1

Праздники в культуре народов России

2

Памятники в культуре народов России

1

Праздники в культуре народов России

1

4.8

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

3

Литература как язык куль туры

4.7

0

1

4.2

4.6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Памятники в культуре народов России

1

Музыкальная культура народов России

1

4.11

Изобразительное
России

1

Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом

1

4.12
4.13

Фольклор и литература народов России

1

4.9
4.10

искусство народов

Итого по разделу

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

15

6 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. «Культура как социальность»
1.1

Мир культуры: его структура

1

0

0

1.2

Культура России: многообразие
регионов

1

0

0

1

0

1.3

История быта как история культуры

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

Прогресс: технический и социальный
Образование в культуре на родов России
Права и обязанности человека
Общество и
религия:
духовнравственное взаимодействие

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

0

0

https://resh.edu.ru/special-

1

0

1

0

1
но-

Современный мир: самоеважное

Итого по разделу

1

1
8

Раздел 2. «Человек и его отражение в культуре»
2.1

Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека

1

2.2

Взросление человека в культуре народов
России

1

2.3

Религия как источник нравственности

1

2.4

Наука как источник знания о человеке и
человеческом

1

2.5

Этика и нравственность как категории
духовной культуры

1

course/1
2.6

Самопознание

1

Итого по разделу

0

0

6

Раздел 3. «Человек как член общества»
Труд делает человека человеком

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Подвиг: как узнать героя?

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Люди в обществе: духовно- нравственное
взаимовлияние

1

0

0

3.3.

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

1

0

0

3.4

Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Духовно-нравственные
социальных отношений

ориентиры

1

0

0

3.5

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

1

0

0

3.6

Гуманизм
как
сущностная
характеристика духовно- нравственной
культуры народов России

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

1

0

0

3.7

Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика общества

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Выдающиеся благотворите- ли в истории .
Благотворительность как нравственный
долг

1

0

0

3.8

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

3.1

3.2

3.9

3.10

Выдающиеся учѐные России . Наука как
источник социального и духовного
прогресса общества

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Моя профессия

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Итого по разделу

10

Раздел 4. «Семья и духовно-нравственные ценности»
4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7
4.8

Гражданин

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Патриотизм

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Защита Родины: подвиг или долг?

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Государство. Россия — наша родина

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Гражданская

идентичность

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

и мой класс

1

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Человек: какой он?

2

0

0

https://resh.edu.ru/specialcourse/1

Человек и культура

2

0

0

Моя школа

Итого по разделу

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа»;
2. Методические рекомендации к курсу учебника « Основы духовнонравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова – М.:
Вентана-Граф, 2015
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: ВентанаГраф, 2015.
3. Соколов Я. В., Колесов Д. В., Максимов С.В. Граждановедение:
Учебное пособие для учащихся 5 классов. 9-е изд., испр. и доп. – М.:
Научно-методический центр «Гражданин», 2008.
4. ФГОС основного общего образования;
5. Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5-7 классы: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений / А. Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.
В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009.
6. Я – гражданин России. Книга для учителя. 5-7 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / А. Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.
В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scoolcollection.edu. ru
Всемирная история в интернете
http:// www.hrono.ru
История стран и цивилизаций
- http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы
- http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru

39

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».