РП Музыка 1-4 кл 2024-2028

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки молодежной политики Краснодарского края

Муниципальное образование город Армавир МАОУ - СОШ
№ 20

РАССМОТРЕНО
Руководителем
МО учителей начальных
классов
ГурееваЕ.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УМР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

Токарева И.С.

ДмитренкоЛ.Е.

Протокол №1

Приказ № 01-14 /76

Протокол педагогического совета

от"29"08.2024г.

от"30"08.2024г.

от"30"08.2024г.

РАБОЧАЯПРОГРАММА
(ID 3064184)
учебного предмета
«Музыка»

для1класса начального общего образования
на 2024-2028 учебный год

г. Армавир 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе«Требованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы»,представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом
распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации.Особенноважнамузыкадлястановленияличностимладшегошкольника—как способ,
форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущеймузыкальнойкультурыличности,сформироватьпредставленияомногообразиипроявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальнойкультуры(знаниемузыкальныхпроизведений,фамилийкомпозиторовиисполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственнаямузыкальномувосприятиюидентификацияслирическимгероемпроизведения (В. В.
Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлениипрограммыявляетсяотборрепертуара,которыйдолженсочетатьвсебетакиекачества, как
доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоциональногоинтеллектаобучающихся.Черезопытчувственноговосприятияихудожественного
исполнениямузыкиформируетсяэмоциональнаяосознанность,рефлексивнаяустановкаличностив целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формамдеятельности,которыерассматриваютсякакширокийспектрконкретныхприёмовиметодов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементовмузыкальногоязыка,композиционныхпринципов.
ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»
Музыкажизненнонеобходимадляполноценногоразвитиямладшихшкольников.Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
являетсяличныйиколлективныйопытпроживанияиосознанияспецифическогокомплексаэмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
Впроцессеконкретизацииучебныхцелейихреализацияосуществляетсяпоследующим направлениям:
1) становлениесистемыценностейобучающихсявединствеэмоциональнойипознавательной
сферы;
2) развитиепотребностивобщенииспроизведениямиискусства,осознаниезначениямузыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формированиетворческихспособностейребёнка,развитиевнутреннеймотивациик
музицированию.
Важнейшимизадачамивначальнойшколеявляются:
1. Формированиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевжизниивискусстве.
2. Формированиепозитивноговзгляданаокружающиймир,гармонизациявзаимодействияс
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческимдуховнымценностямчерезсобственныйвнутреннийопытэмоционального
переживания.
4. Развитиеэмоциональногоинтеллектавединствесдругимипознавательнымиирегулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практическогомузицирования.Введениеребёнкавискусствочерезразнообразиевидовмузыкальнойдеяте
льности,в том числе:
а)Слушание(воспитаниеграмотногослушателя);
б)Исполнение(пение,игранадоступныхмузыкальныхинструментах); в)
Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г)Музыкальноедвижение(пластическоеинтонирование,танец,двигательноемоделированиеидр.); д)
Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучениезакономерностеймузыкальногоискусства:интонационнаяижанроваяприродамузыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. ВоспитаниеуважениякцивилизационномунаследиюРоссии;присвоениеинтонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширениекругозора,воспитаниелюбознательности,интересакмузыкальнойкультуредругих
стран, культур, времён и народов.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщего

образованияучебныйпредмет«Музыка»входитвпредметнуюобласть«Искусство»,является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержаниепредмета«Музыка»структурнопредставленовосемьюмодулями(тематическими линиями),
обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего
образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство»напротяжениивсегокурсашкольногообучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль№2«НароднаямузыкаРоссии»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;модуль
№ 5 «Классическая музыка»;
модуль№6«Современнаямузыкальнаякультура»; модуль
№ 7 «Музыка театра и кино»;
модуль№8«Музыкавжизничеловека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся,участиевмузыкальныхпраздниках,конкурсах,концертах,театрализованных действиях, в
том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной
программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающиймир»,«Основырелигиознойкультурыисветскойэтики»,«Иностранныйязык»идр.
Общеечислочасов,отведённыхнаизучениепредмета«Музыка»в1классесоставляет33часов(не менее 1
часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Модуль«МУЗЫКАВЖИЗНИЧЕЛОВЕКА»
Красотаивдохновение.
СтремлениечеловекаккрасотеОсобоесостояние—вдохновение.Музыка—возможностьвместе
переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.
Музыкальныепейзажи.
Образыприродывмузыке.Настроениемузыкальныхпейзажей.Чувствачеловека,любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыкальныепортреты.
Музыка,передающаяобразчеловека,егопоходку,движения,характер,манеруречи.«Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях.
Какойжепраздникбез музыки?
Музыка,создающаянастроениепраздника.Музыкавцирке,науличномшествии,спортивном празднике.
Музыканавойне,музыкао войне.
Военнаятемавмузыкальномискусстве.Военныепесни,марши,интонации,ритмы,тембры (призывная
кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль«НАРОДНАЯМУЗЫКАРОССИИ»
Край,вкоторомтыживёшь.
МузыкальныетрадициималойРодины.Песни,обряды,музыкальныеинструменты
Русскийфольклор.
Русскиенародныепесни(трудовые,солдатские,хороводныеидр.).Детскийфольклор(игровые, заклички,
потешки, считалки, прибаутки)
Русскиенародныемузыкальныеинструменты.
Народныемузыкальныеинструменты(балалайка,рожок,свирель,гусли,гармонь,ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки,мифыи легенды
Народныесказители.Русскиенародныесказания,былины.ЭпоснародовРоссии2.Сказкиилегенды о
музыке и музыкантах
Mодуль«МУЗЫКАЛЬНАЯГРАМОТА»
Весьмир звучит.
Звукимузыкальныеишумовые.Свойствазвука:высота,громкость,длительность,тембр.
Звукоряд.
Нотныйстан,скрипичныйключ.Нотыпервой октавы
Ритм.
Звукидлинныеикороткие(восьмыеичетвертныедлительности),такт,тактоваячерта
Ритмическийрисунок.
Длительностиполовинная,целая,шестнадцатые.Паузы.Ритмическиерисунки.Ритмическая партитура.
Высотазвуков.
Регистры.Нотыпевческогодиапазона.Расположениенотнаклавиатуре.Знакиальтерации.(диезы,
бемоли, бекары).
Модуль"КЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА"

Композиторы—детям.
ДетскаямузыкаП.И.Чайковского,С.С.Прокофьева,Д.Б.Кабалевскогоидр.Понятие жанра.Песня,
танец, марш
Оркестр.
Оркестр—большойколлективмузыкантов.Дирижёр,партитура,репетиция.Жанрконцерта—
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальныеинструменты.Фортепиано.
Рояльипианино.Историяизобретенияфортепиано,«секрет»названияинструмента(форте+ пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальныеинструменты.Флейта.
Предкисовременнойфлейты.ЛегендаонимфеСиринкс.Музыкадляфлейтысоло,флейты в
сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальныеинструменты.Скрипка,виолончель.
Певучестьтембровструнныхсмычковыхинструментов.Композиторы,сочинявшиескрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль"ДУХОВНАЯМУЗЫКА"
Песниверующих.
Молитва,хорал,песнопение,духовныйстих.Образыдуховноймузыкивтворчествекомпозиторовклассиков.
Модуль"МУЗЫКАНАРОДОВМИРА"
Музыканашихсоседей.
Фольклоримузыкальныетрадиции Белоруссии,Украины,Прибалтики(песни,танцы,обычаи,
музыкальные инструменты).
Модуль"МУЗЫКАТЕАТРАИКИНО"
Музыкальнаясказканасцене,на экране.
Характерыперсонажей,отражённыевмузыке.Тембрголоса.Соло.Хор,ансамбль.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Спецификаэстетическогосодержанияпредмета«Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочнойдеятельности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявлениеинтересакосвоениюмузыкальныхтрадицийсвоегокрая,музыкальнойкультурынародов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственноговоспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетическоговоспитания:
восприимчивостькразличнымвидамискусства,музыкальнымтрадициямитворчествусвоегои других
народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Ценностинаучногопознания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельность в
познании.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образажизнивокружающей среде;
бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудовоговоспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивостьвдостижениипоставленныхцелей;интерескпрактическомуизучениюпрофессийв сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологическоговоспитания:
бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,формируемыепри
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основаниядлясравнения,объединятьэлементымузыкальногозвучанияпоопределённомупризнаку;

- определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпредложенныеобъекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,
сведенияхинаблюденияхзазвучащиммузыкальнымматериаломнаосновепредложенногоучителем
алгоритма;
- выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливатьпричинно-следственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения,
делать выводы.
Базовыеисследовательскиедействия:
наосновепредложенныхучителемвопросовопределятьразрывмеждуреальнымижелательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планироватьизменениярезультатовсвоеймузыкальнойдеятельности,ситуациисовместного
музицирования;
сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзадачи,выбиратьнаиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводитьпопредложенномуплануопыт,несложноеисследованиепоустановлениюособенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина— следствие);
формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпроведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозироватьвозможноеразвитиемузыкальногопроцесса,эволюциикультурныхявленийв различных
условиях.
Работасинформацией:
выбиратьисточникполученияинформации;
согласнозаданномуалгоритмунаходитьвпредложенномисточникеинформацию,представленную в
явном виде;
распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилинаосновании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализироватьтекстовую,видео-,графическую,звуковую,информациювсоответствиисучебной задачей;
анализироватьмузыкальныетексты(акустическиеинотные)попредложенномуучителем алгоритму;
самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Невербальнаякоммуникация:
восприниматьмузыкукакспецифическуюформуобщениялюдей,стремитьсяпонять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки(солоиливколлективе);
передаватьвсобственномисполнениимузыкихудожественноесодержание,выражатьнастроение,

чувства,личноеотношениекисполняемомупроизведению;
осознаннопользоватьсяинтонационнойвыразительностьювобыденнойречи,пониматькультурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальнаякоммуникация:
восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямииусловиями общения
в знакомой среде;
проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаи
дискуссии;
признаватьвозможностьсуществованияразныхточекзрения; корректно
и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;создаватьустныеиписьменныетексты(описание,рассуждение,повествова
ние); готовить небольшие публичные выступления;
подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
стремитьсякобъединениюусилий,эмоциональнойэмпатиивситуацияхсовместноговосприятия,
исполнения музыки;
переключатьсямеждуразличнымиформамиколлективной,групповойииндивидуальнойработы при
решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективныхзадачах)встандартной(типовой)ситуациинаосновепредложенногоформата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнятьсовместныепроектные,творческиезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.
3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Самоорганизация:
планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения,эмоциональногодушевногоравновесия и т.
д.).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярномобщениисмузыкальнымискусством,позитивномценностномотношениикмузыкекак важному
элементу своей жизни.
Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»:

синтересомзанимаютсямузыкой,любятпеть,игратьнадоступныхмузыкальныхинструментах, умеют
слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательностремятсякразвитиюсвоихмузыкальныхспособностей;
осознаютразнообразиеформинаправлениймузыкальногоискусства,могутназватьмузыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеютопытвосприятия,исполнениямузыкиразныхжанров,творческойдеятельностивразличных
смежных видах искусства;
суважениемотносятсякдостижениямотечественноймузыкальнойкультуры; стремятся
к расширению своего музыкального кругозора.
Предметныерезультаты,формируемыевходеизученияпредмета«Музыка»,сгруппированыпо учебным
модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль«Музыкавжизничеловека»:
исполнятьГимнРоссийскойФедерации,Гимнсвоейреспублики,школы,исполнятьпесни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
восприниматьмузыкальноеискусствокакотражениемногообразияжизни,различатьобобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознаватьсобственныечувстваимысли,эстетическиепереживания,замечатьпрекрасноев
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль«Народнаямузыка России»:
определятьпринадлежностьмузыкальныхинтонаций,изученныхпроизведенийкродному фольклору,
русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группироватьнародныемузыкальныеинструментыпопринципузвукоизвлечения:духовые,
ударные,струнные;
определятьпринадлежностьмузыкальныхпроизведенийиихфрагментовккомпозиторскомуили
народному творчеству;
различатьманерупения,инструментальногоисполнения,типысолистовиколлективов—народных и
академических;
создаватьритмическийаккомпанементнаударныхинструментахприисполнениинароднойпесни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основеосвоенныхфольклорныхжанров.
Модуль«Музыкальнаяграмота»:
классифицироватьзвуки:шумовыеимузыкальные,длинные,короткие,тихие,громкие,низкие, высокие;
различатьэлементымузыкальногоязыка(темп,тембр,регистр,динамика,ритм,мелодия, аккомпанемент
и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различатьизобразительныеивыразительныеинтонации,находитьпризнакисходстваиразличия
музыкальных и речевых интонаций;
различатьнаслухпринципыразвития:повтор,контраст, варьирование;
пониматьзначениетермина«музыкальнаяформа»,определятьнаслухпростыемузыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироватьсявнотнойзаписивпределахпевческогодиапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнятьпесниспростыммелодическимрисунком.
Модуль«Классическаямузыка»:
различатьнаслухпроизведенияклассическоймузыки,называтьавтораипроизведение, исполнительский
состав;
различатьихарактеризоватьпростейшиежанрымузыки(песня,танец,марш),вычленятьиназывать
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различатьконцертныежанрыпоособенностямисполнения(камерныеисимфонические,вокальные и
инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
восприниматьмузыкувсоответствиисеёнастроением,характером,осознаватьэмоцииичувства,
вызванныемузыкальнымзвучанием,уметькраткоописатьсвоивпечатленияотмузыкального восприятия;
характеризоватьвыразительныесредства,использованныекомпозиторомдлясоздания музыкального
образа;
соотноситьмузыкальныепроизведенияспроизведениямиживописи,литературынаосновесходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль«Духовнаямузыка»:
определятьхарактер,настроениемузыкальныхпроизведенийдуховноймузыки,характеризоватьеё
жизненное предназначение;
исполнятьдоступныеобразцыдуховноймузыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православнойцеркви(вариативно:другихконфессийсогласнорегиональнойрелигиознойтрадиции).
Модуль«Музыканародовмира»:
различатьнаслухиисполнятьпроизведениянароднойикомпозиторскоймузыкидругихстран;
определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых,
струнных,ударно-шумовыхинструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональныхкомпозиторов(изчислаизученныхкультурно-национальныхтрадицийижанров);
различатьихарактеризоватьфольклорныежанрымузыки(песенные,танцевальные),вычленятьи
называть типичные жанровые признаки.
Модуль«Музыкатеатраикино»:
определятьиназыватьособенностимузыкально-сценическихжанров(опера,балет,оперетта, мюзикл);
различатьотдельныеномерамузыкальногоспектакля(ария,хор,увертюраит.д.),узнаватьнаслух и
называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различатьвидымузыкальныхколлективов(ансамблей,оркестров,хоров),тембрычеловеческих голосов и
музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличатьчертыпрофессий,связанныхссозданиеммузыкальногоспектакля,иихроливтворческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделовитем
программы

Количествочасов
всего

контрольные
работы

Репертуар
практические
работы

дляслушания

дляпения

длямузицирова
ния

Датаизуч
ения

Видыдеятельности

Виды,фо
рмыконт
роля

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Модуль1.Музыкавжизничеловека
1.1.

Красота
и вдохновение

1

0

0

вокальныйцикл«Пятьпесенд
ля детей»
(«Начинаемперепляс»)

Слушаниемузыки,концентрац
ия на
еёвосприятии,своёмвнутренне
мсостоянии.;

Устныйопро
с;

http://fcior.edu.ru/

1.2.

Музыкальные
пейзажи

1

0

0

А.Вивальди.«Временагода»;
П. И. Чайковский. Цикл
«Временагода»

Слушаниепроизведенийпрогр
аммноймузыки,посвящённойо
бразамприроды.Подборэпитет
овдляописаниянастроения,хар
актерамузыки.
Сопоставлениемузыкис
произведениями
изобразительногоискусства.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

Сочинениемелодий,вокальнаяи
мпровизация на основетекстов
игрового детскогофольклора.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

Итогопомодулю

2

Модуль2.НароднаямузыкаРоссии
2.1.

Русскийф
ольклор

1

0

0

2.2.

Русскиенаро
дныемузыкал
ьныеинструм
енты

1

0

0

песняСадкоизоперы«Садко»Н.
А. Римского-Корсакова;русская
народная песня"Полянка"

Слушание фортепианных
пьескомпозиторов,исполнение
песен,вкоторыхприсутствуютз
вукоизобразительныеэлементы,
подражание
голосамнародныхинструменто
в.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.3.

Сказки,мифыил
егенды

1

0

0

былинныенаигрыши;“БылинаоД
обрыне Никитиче” (“То небелая
береза к землеклонится…”); М.
И. Глинка.
Песня Баяна “Дела
давноминувшихдней…”(изо
перы
«РусланиЛюдмила»)

Создание иллюстраций
кпрослушанныммузыкальным
илитературнымпроизведения
м.;

Устныйопро
с;

http://musikfantasy.edu.ru/

Итогопомодулю

3

Модуль3.Музыкальнаяграмота

русская народная
песня"Берёзка";русскаян
ароднаястроеваяпесня"Со
лдатушки,бравыребятуш
ки"

3.1.

Весьмирзвучит

1

0

0

Л.ванБетховен.«Багатели»;Ф.Ш
уберт. «Экосезы»; П.
И.Чайковскийпьесыиз«Детског
оальбома»; Р. Шуман
«Детскиесцены», «Альбом
дляюношества»; С. С.
Прокофьев
«Детскаямузыка»

Знакомство со
звукамимузыкальнымиишумов
ыми.Различение, определение
наслух звуков
различногокачества.;

Устныйопро
с;

http://fcior.edu.ru/

3.2.

Звукоряд

1

0

0

П.И.Чайковский.Пьесыиз
«Детского альбома»:
«БабаЯга», «Утренняя
молитва»,Маршдеревянныхсол
датиков»,

Знакомство с
элементаминотной записи.
Различение
понотнойзаписи,определениен
аслух звукоряда в отличие
отдругихпоследовательностей
звуков.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.3.

Ритм

0.5

0

0

инструментальныеиоркестровы
е вариации Й.Гайдна, В. А.
Моцарта, Л.
ванБетховена,М.И.Глинки;песн
ии хоровые произведения

Слушаниемузыкальныхпроизв
едений с
ярковыраженнымритмически
мрисунком,воспроизведениеда
нного ритма по
памяти(хлопками).;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.4.

Ритмический
рисунок

0.5

0

0

инструментальныеиоркестровы
е вариации Й.Гайдна, В. А.
Моцарта, Л.
ванБетховена,М.И.Глинки;песн
ии хоровые произведения

Игра«Ритмическоеэхо»,п
рохлопываниеритмапори
тмическимкарточкам,пр
оговаривание
сиспользованиемритмослогов
.Разучивание,исполнение на
ударныхинструментахритмич
ескойпартитуры.;

Устныйопро
с;

http://musikfantasy.edu.ru/

Вокализация,исполнениемело
дийинструментальныхпьессо
словами.Разучивание,исполне
ниепесен.;

Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

Слушание музыки
висполненииоркестра.Просмот
рвидеозаписи.Диалогс
учителем о роли дирижёра.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

Итогопомодулю

3

Модуль4.Классическаямузыка
4.1.

Композиторы—
детям

1

1

0

4.2.

Оркестр

2

0

0

МузыкаД.Кабалевского,
слова
А.Пришельца.«Мойкра
й»,«Песняошколе»;Муз
ыкa В.
Шаинского.СлoвaМ.Пл
яцковского.
«Улыбка»
М. И. Глинка. Опера
«ИванСусанин»(хор«Славься
»);М.П. Мусоргский.
«Картинки
свыставки»;П.И.Чайковский,
концерт для скрипки
соркестром

4.3.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

Итогопомодулю

2

0

0

Концерт для скрипки
соркестром ре мажор; В.
А.Моцарт.Концертдляфлейтыс
оркестром №1 cоль мажор;
А.Вивальди.Концертдляфлейт
ысоркестром

Знакомство с
многообразиемкрасокфортепи
ано.Слушаниефортепианных
пьес
висполненииизвестныхпианис
тов.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

0

0

Молитва, хорал,
песнопение.Музыкальные
произведения
повыбору:Народныепеснопения
оСергииРадонежском.Утренняя
молитва; П. Чайковский.
«Вцеркви»

Знакомствоспроизведениямисв
етской музыки, в
которыхвоплощенымолитвенн
ыеинтонации,используетсяхор
альный склад звучания.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

русскаянароднаяпесня
«Дудочка»;М.И.Глинка.
«Камаринская»;И.П.Ларионов.
«Калинка»

Просмотрвидеофильмаокульту
ре родного края.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

Разучивание,исполнениерусск
их народных
песенразныхжанров.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

5

Модуль5.Духовнаямузыка
5.1.

Песниверу
ющих

Итогопомодулю

2

2

Модуль6.НароднаямузыкаРоссии
6.1.

Край,вкоторомт
ыживёшь

1

0

0

6.2.

Русскийф
ольклор

1

0

0

Итогопомодулю

2

русскаянароднаяпесня
«Дудочка»

Модуль7.Музыкавжизничеловека
7.1.

Музыкальные
пейзажи

2

0

0

А. Варламов.
«Горныевершины»(сл.М.Лерм
онтова);Г.В.Свиридов«Весна.О
сень»;П. И.Чайковский. Пьесы
«Осенняяпесня»и
«Подснежник»изцикла
«Временагода»

Рисование«услышанных»пейз
ажейи/илиабстрактнаяживопи
сь —
передачанастроенияцветом,точ
ками,линиями.;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

7.2.

Музыкальные
портреты

2

1

0

М.П.Мусоргский.Сюита
«Картинки с выставки»
(воркестровкеМ.Равеля);А
.Алябьев «Вечерний звон»

Разучивание,харáктерноеиспол
нение песни —
портретнойзарисовки;

Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

7.3.

Какойжепраздни 2
кбезмузыки?

0

0

Разучиваниеиисполнениетемат
ических песен
кближайшемупразднику;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

«Рождественскаяпесенка
»;народныеславянскиепе
снопения.
«Добрыйтебевечер»,
«Рождественскоечудо»

7.4.

Музыканавой
не,музыкаовой
не

Итогопомодулю

1

0

0

Р.Шуман.«Грезы»;А.Вайнер
«Мойдедушка-герой»

Чтение учебных
ихудожественныхтекстов,посв
ящённыхвоенноймузыке.Слуш
ание,исполнениемузыкальных
произведенийвоеннойтематик
и.Знакомствос историей их
сочинения иисполнения;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

0

0

П.И.ЧайковскийПервыйк
онцертдляфортепианосор
кестром (1 часть);

Освоение понятий «вышениже».Определениенаслухп
ринадлежности звуков
кодному из регистров.
Прослеживание по
нотнойзаписи отдельных
мотивов,фрагментовзнакомых
песен,вычленение знакомых
нот,знаковальтерации.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

0

0

белорусскаянароднаяпесня
«Дударикидудари»,казахскаянародная песня
«Богенбайбатыр», кюй
Курмангазы
«Балбырауын»висполнениидомбр
ы

Знакомствосособенностямимуз
ыкальногофольклоранародов
других стран.
Определениехарактерныхчер
т, типичных
элементовмузыкальногоязыка
(ритм,лад,интонации).;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

7

Модуль8.Музыкальнаяграмота
8.1.

Высотазвуков

Итогопомодулю

1

1

Модуль9.Музыканародовмира
9.1.

Музыканашихсос 2
едей

Итогопомодулю

2

Модуль10.Классическаямузыка
10.1.

Композиторыдетям

2

0

0

П.И.Чайковский«Детскийа
льбом»(«Болезнькуклы»,
«Новая кукла»); Д.
Б.Кабалевский"Клоуны";С.С
.Прокофьев "Петя и волк"

Музыкальнаявикторина.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

10.2.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

0

П.И.Чайковский.Пьесыиз
«Детского альбома»:
«БабаЯга», «Утренняя
молитва»,Маршдеревянныхсол
датиков»,
«Новаякукла»,«Болезнькуклы»

«Я — пианист» — игра —
имитацияисполнительскихд
виженийвовремязвучанияму
зыки.;

Устныйопро
с;

http://schoolcollection.edu.ru/

10.3.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,виол
ончель

Итогопомодулю

11.1.

Музыкальнаяск
азканасцене,наэ
кране

1

1

0

Чайковский. Концерт
дляскрипкисоркестромремажор
;Л. ван Бетховен. Концерт
дляскрипкисоркестромремажор

«Паспорт инструмента» —
исследовательскаяработа,пред
полагающаяописаниевнешнег
овидаиособенностейзвучания
инструмента,способов игры
на нём;

Контрольная
работа;

0

0

«Морозко»(режиссерА.Роу,к
омпозитор Н. Будашкина)

Постановкадетскоймузыкально Практическая
й сказки,
работа;
спектакльдляродителей.;

3

0

http://schoolcollection.edu.ru/

4

2

Итогопомодулю

2

ОБЩЕЕКОЛИ
ЧЕСТВОЧАСО
ВПОПРОГРА
ММЕ

33

http://musikfantasy.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ Темаурока
п/п

Количествочасов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

«Имузавечнаясомной»

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Хороводмуз

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Повсюдумузыкаслышна

1

0

0

Устный
опрос;

4.

Душамузыки-мелодия

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Музыкаосени

1

0

0

Устный
опрос;

6.

Сочини мелодию

1

0

0

Устный
опрос;

7.

«Азбука,азбукакаждому
нужна…»

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Музыкальнаяазбука

1

1

0

Контрольная
работа;

9.

Музыкальнаяазбука.
Закрепление.

1

0

0

Устный
опрос;

10. Музыкальныеинструменты.

1

0

0

Устный
опрос;

11. «Садко»Изрусского
былинного сказа

1

0

0

Устный
опрос;

12. Звучащиекартины

1

0

0

Устный
опрос;

13. Разыграйпесню

1

0

0

Устный
опрос;

14. Пришло Рождество,
начинаетсяторжество.

1

0

0

Устный
опрос;

15. Роднойобычай старины

1

0

0

Устный
опрос;

16. Добрыйпраздниксредизимы

1

0

0

Устный
опрос;

17. Край,вкоторомтыживёшь

1

0

0

Устный
опрос;

18. Поэт,художник,композитор

1

1

0

Контрольная
работа;

19. Музыкаутра

1

0

0

Устный
опрос;

20. Музыкавечера

1

0

0

Устный
опрос;

21. Музыкальныепортреты

1

0

0

Устный
опрос;

22. Разыграйсказку(«Баба-Яга»
русская народная сказка)

1

0

0

Устный
опрос;

23. Укаждогосвоймузыкальный
инструмент.

1

0

0

Устный
опрос;

24. Музынемолчали

1

0

0

Устный
опрос;

25. Мамин праздник

1

0

0

Устный
опрос;

26. Музыкальныеинструменты.
«Чудеснаялютня»По
алжирской сказке.

1

0

0

Устный
опрос;

27. Музыкальныеинструменты

1

1

0

Контрольная
работа;

28. Звучащиекартины

1

0

0

Устный
опрос;

29. Музыкав цирке

1

0

0

Устный
опрос;

30. Дом,которыйзвучит.

1

0

0

Устный
опрос;

31. Опера-сказка

1

0

0

Устный
опрос;

32. «Ничегонасветелучшенету»

1

0

0

Устный
опрос;

33. Заключительныйурокконцерт

1

0

0

Устный
опрос;

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

3

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Музыка.1класс/КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.,Акционерноеобщество«Издательство
«Просвещение»;
учебникпомузыке1класс/КритскаяЕ.Д.; Сергеева
Г.П.;
Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Поурочныеразработкиуроков.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Учебник,электронноеприложениекучебнику,компьютер.
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
Аудиозапись.видеозапись,карточки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».