МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование город Армавир МАОУ - СОШ № 20 РАССМОТРЕНО Руководителем МО учителей начальных классов ГурееваЕ.А. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР УТВЕРЖДЕНО Директор школы Токарева И.С. ДмитренкоЛ.Е. Протокол №1 Приказ № 01-14 /76 Протокол педагогического совета от"29"08.2024г. от"30"08.2024г. от"30"08.2024г. РАБОЧАЯПРОГРАММА (ID 3064184) учебного предмета «Музыка» для1класса начального общего образования на 2024-2028 учебный год г. Армавир 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе«Требованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы»,представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации.Особенноважнамузыкадлястановленияличностимладшегошкольника—как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущеймузыкальнойкультурыличности,сформироватьпредставленияомногообразиипроявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальнойкультуры(знаниемузыкальныхпроизведений,фамилийкомпозиторовиисполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственнаямузыкальномувосприятиюидентификацияслирическимгероемпроизведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлениипрограммыявляетсяотборрепертуара,которыйдолженсочетатьвсебетакиекачества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоциональногоинтеллектаобучающихся.Черезопытчувственноговосприятияихудожественного исполнениямузыкиформируетсяэмоциональнаяосознанность,рефлексивнаяустановкаличностив целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формамдеятельности,которыерассматриваютсякакширокийспектрконкретныхприёмовиметодов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементовмузыкальногоязыка,композиционныхпринципов. ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА» Музыкажизненнонеобходимадляполноценногоразвитиямладшихшкольников.Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания являетсяличныйиколлективныйопытпроживанияиосознанияспецифическогокомплексаэмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Впроцессеконкретизацииучебныхцелейихреализацияосуществляетсяпоследующим направлениям: 1) становлениесистемыценностейобучающихсявединствеэмоциональнойипознавательной сферы; 2) развитиепотребностивобщенииспроизведениямиискусства,осознаниезначениямузыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формированиетворческихспособностейребёнка,развитиевнутреннеймотивациик музицированию. Важнейшимизадачамивначальнойшколеявляются: 1. Формированиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевжизниивискусстве. 2. Формированиепозитивноговзгляданаокружающиймир,гармонизациявзаимодействияс природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческимдуховнымценностямчерезсобственныйвнутреннийопытэмоционального переживания. 4. Развитиеэмоциональногоинтеллектавединствесдругимипознавательнымиирегулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практическогомузицирования.Введениеребёнкавискусствочерезразнообразиевидовмузыкальнойдеяте льности,в том числе: а)Слушание(воспитаниеграмотногослушателя); б)Исполнение(пение,игранадоступныхмузыкальныхинструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г)Музыкальноедвижение(пластическоеинтонирование,танец,двигательноемоделированиеидр.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучениезакономерностеймузыкальногоискусства:интонационнаяижанроваяприродамузыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. ВоспитаниеуважениякцивилизационномунаследиюРоссии;присвоениеинтонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширениекругозора,воспитаниелюбознательности,интересакмузыкальнойкультуредругих стран, культур, времён и народов. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщего образованияучебныйпредмет«Музыка»входитвпредметнуюобласть«Искусство»,является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержаниепредмета«Музыка»структурнопредставленовосемьюмодулями(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство»напротяжениивсегокурсашкольногообучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль№2«НароднаямузыкаРоссии»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»;модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль№6«Современнаямузыкальнаякультура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль№8«Музыкавжизничеловека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся,участиевмузыкальныхпраздниках,конкурсах,концертах,театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающиймир»,«Основырелигиознойкультурыисветскойэтики»,«Иностранныйязык»идр. Общеечислочасов,отведённыхнаизучениепредмета«Музыка»в1классесоставляет33часов(не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Модуль«МУЗЫКАВЖИЗНИЧЕЛОВЕКА» Красотаивдохновение. СтремлениечеловекаккрасотеОсобоесостояние—вдохновение.Музыка—возможностьвместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод. Музыкальныепейзажи. Образыприродывмузыке.Настроениемузыкальныхпейзажей.Чувствачеловека,любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыкальныепортреты. Музыка,передающаяобразчеловека,егопоходку,движения,характер,манеруречи.«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Какойжепраздникбез музыки? Музыка,создающаянастроениепраздника.Музыкавцирке,науличномшествии,спортивном празднике. Музыканавойне,музыкао войне. Военнаятемавмузыкальномискусстве.Военныепесни,марши,интонации,ритмы,тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.) Модуль«НАРОДНАЯМУЗЫКАРОССИИ» Край,вкоторомтыживёшь. МузыкальныетрадициималойРодины.Песни,обряды,музыкальныеинструменты Русскийфольклор. Русскиенародныепесни(трудовые,солдатские,хороводныеидр.).Детскийфольклор(игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки) Русскиенародныемузыкальныеинструменты. Народныемузыкальныеинструменты(балалайка,рожок,свирель,гусли,гармонь,ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Сказки,мифыи легенды Народныесказители.Русскиенародныесказания,былины.ЭпоснародовРоссии2.Сказкиилегенды о музыке и музыкантах Mодуль«МУЗЫКАЛЬНАЯГРАМОТА» Весьмир звучит. Звукимузыкальныеишумовые.Свойствазвука:высота,громкость,длительность,тембр. Звукоряд. Нотныйстан,скрипичныйключ.Нотыпервой октавы Ритм. Звукидлинныеикороткие(восьмыеичетвертныедлительности),такт,тактоваячерта Ритмическийрисунок. Длительностиполовинная,целая,шестнадцатые.Паузы.Ритмическиерисунки.Ритмическая партитура. Высотазвуков. Регистры.Нотыпевческогодиапазона.Расположениенотнаклавиатуре.Знакиальтерации.(диезы, бемоли, бекары). Модуль"КЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА" Композиторы—детям. ДетскаямузыкаП.И.Чайковского,С.С.Прокофьева,Д.Б.Кабалевскогоидр.Понятие жанра.Песня, танец, марш Оркестр. Оркестр—большойколлективмузыкантов.Дирижёр,партитура,репетиция.Жанрконцерта— музыкальное соревнование солиста с оркестром. Музыкальныеинструменты.Фортепиано. Рояльипианино.Историяизобретенияфортепиано,«секрет»названияинструмента(форте+ пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальныеинструменты.Флейта. Предкисовременнойфлейты.ЛегендаонимфеСиринкс.Музыкадляфлейтысоло,флейты в сопровождении фортепиано, оркестра. Музыкальныеинструменты.Скрипка,виолончель. Певучестьтембровструнныхсмычковыхинструментов.Композиторы,сочинявшиескрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Модуль"ДУХОВНАЯМУЗЫКА" Песниверующих. Молитва,хорал,песнопение,духовныйстих.Образыдуховноймузыкивтворчествекомпозиторовклассиков. Модуль"МУЗЫКАНАРОДОВМИРА" Музыканашихсоседей. Фольклоримузыкальныетрадиции Белоруссии,Украины,Прибалтики(песни,танцы,обычаи, музыкальные инструменты). Модуль"МУЗЫКАТЕАТРАИКИНО" Музыкальнаясказканасцене,на экране. Характерыперсонажей,отражённыевмузыке.Тембрголоса.Соло.Хор,ансамбль. ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Спецификаэстетическогосодержанияпредмета«Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочнойдеятельности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотическоговоспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявлениеинтересакосвоениюмузыкальныхтрадицийсвоегокрая,музыкальнойкультурынародов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственноговоспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетическоговоспитания: восприимчивостькразличнымвидамискусства,музыкальнымтрадициямитворчествусвоегои других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценностинаучногопознания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельность в познании. Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия: соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образажизнивокружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудовоговоспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивостьвдостижениипоставленныхцелей;интерескпрактическомуизучениюпрофессийв сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологическоговоспитания: бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,формируемыепри изучении предмета «Музыка»: 1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями. Базовыелогическиедействия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основаниядлясравнения,объединятьэлементымузыкальногозвучанияпоопределённомупризнаку; - определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпредложенныеобъекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведенияхинаблюденияхзазвучащиммузыкальнымматериаломнаосновепредложенногоучителем алгоритма; - выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливатьпричинно-следственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения, делать выводы. Базовыеисследовательскиедействия: наосновепредложенныхучителемвопросовопределятьразрывмеждуреальнымижелательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планироватьизменениярезультатовсвоеймузыкальнойдеятельности,ситуациисовместного музицирования; сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзадачи,выбиратьнаиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводитьпопредложенномуплануопыт,несложноеисследованиепоустановлениюособенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина— следствие); формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпроведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозироватьвозможноеразвитиемузыкальногопроцесса,эволюциикультурныхявленийв различных условиях. Работасинформацией: выбиратьисточникполученияинформации; согласнозаданномуалгоритмунаходитьвпредложенномисточникеинформацию,представленную в явном виде; распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилинаосновании предложенного учителем способа её проверки; соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализироватьтекстовую,видео-,графическую,звуковую,информациювсоответствиисучебной задачей; анализироватьмузыкальныетексты(акустическиеинотные)попредложенномуучителем алгоритму; самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации. 2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями Невербальнаякоммуникация: восприниматьмузыкукакспецифическуюформуобщениялюдей,стремитьсяпонять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки(солоиливколлективе); передаватьвсобственномисполнениимузыкихудожественноесодержание,выражатьнастроение, чувства,личноеотношениекисполняемомупроизведению; осознаннопользоватьсяинтонационнойвыразительностьювобыденнойречи,пониматькультурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальнаякоммуникация: восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямииусловиями общения в знакомой среде; проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаи дискуссии; признаватьвозможностьсуществованияразныхточекзрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;создаватьустныеиписьменныетексты(описание,рассуждение,повествова ние); готовить небольшие публичные выступления; подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления. Совместнаядеятельность(сотрудничество): стремитьсякобъединениюусилий,эмоциональнойэмпатиивситуацияхсовместноговосприятия, исполнения музыки; переключатьсямеждуразличнымиформамиколлективной,групповойииндивидуальнойработы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективныхзадачах)встандартной(типовой)ситуациинаосновепредложенногоформата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнятьсовместныепроектные,творческиезаданиясопоройнапредложенныеобразцы. 3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями Самоорганизация: планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения,эмоциональногодушевногоравновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярномобщениисмузыкальнымискусством,позитивномценностномотношениикмузыкекак важному элементу своей жизни. Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»: синтересомзанимаютсямузыкой,любятпеть,игратьнадоступныхмузыкальныхинструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательностремятсякразвитиюсвоихмузыкальныхспособностей; осознаютразнообразиеформинаправлениймузыкальногоискусства,могутназватьмузыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеютопытвосприятия,исполнениямузыкиразныхжанров,творческойдеятельностивразличных смежных видах искусства; суважениемотносятсякдостижениямотечественноймузыкальнойкультуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметныерезультаты,формируемыевходеизученияпредмета«Музыка»,сгруппированыпо учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль«Музыкавжизничеловека»: исполнятьГимнРоссийскойФедерации,Гимнсвоейреспублики,школы,исполнятьпесни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; восприниматьмузыкальноеискусствокакотражениемногообразияжизни,различатьобобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознаватьсобственныечувстваимысли,эстетическиепереживания,замечатьпрекрасноев окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль«Народнаямузыка России»: определятьпринадлежностьмузыкальныхинтонаций,изученныхпроизведенийкродному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группироватьнародныемузыкальныеинструментыпопринципузвукоизвлечения:духовые, ударные,струнные; определятьпринадлежностьмузыкальныхпроизведенийиихфрагментовккомпозиторскомуили народному творчеству; различатьманерупения,инструментальногоисполнения,типысолистовиколлективов—народных и академических; создаватьритмическийаккомпанементнаударныхинструментахприисполнениинароднойпесни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основеосвоенныхфольклорныхжанров. Модуль«Музыкальнаяграмота»: классифицироватьзвуки:шумовыеимузыкальные,длинные,короткие,тихие,громкие,низкие, высокие; различатьэлементымузыкальногоязыка(темп,тембр,регистр,динамика,ритм,мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различатьизобразительныеивыразительныеинтонации,находитьпризнакисходстваиразличия музыкальных и речевых интонаций; различатьнаслухпринципыразвития:повтор,контраст, варьирование; пониматьзначениетермина«музыкальнаяформа»,определятьнаслухпростыемузыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироватьсявнотнойзаписивпределахпевческогодиапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнятьпесниспростыммелодическимрисунком. Модуль«Классическаямузыка»: различатьнаслухпроизведенияклассическоймузыки,называтьавтораипроизведение, исполнительский состав; различатьихарактеризоватьпростейшиежанрымузыки(песня,танец,марш),вычленятьиназывать типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различатьконцертныежанрыпоособенностямисполнения(камерныеисимфонические,вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; восприниматьмузыкувсоответствиисеёнастроением,характером,осознаватьэмоцииичувства, вызванныемузыкальнымзвучанием,уметькраткоописатьсвоивпечатленияотмузыкального восприятия; характеризоватьвыразительныесредства,использованныекомпозиторомдлясоздания музыкального образа; соотноситьмузыкальныепроизведенияспроизведениямиживописи,литературынаосновесходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль«Духовнаямузыка»: определятьхарактер,настроениемузыкальныхпроизведенийдуховноймузыки,характеризоватьеё жизненное предназначение; исполнятьдоступныеобразцыдуховноймузыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православнойцеркви(вариативно:другихконфессийсогласнорегиональнойрелигиознойтрадиции). Модуль«Музыканародовмира»: различатьнаслухиисполнятьпроизведениянароднойикомпозиторскоймузыкидругихстран; определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых, струнных,ударно-шумовыхинструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональныхкомпозиторов(изчислаизученныхкультурно-национальныхтрадицийижанров); различатьихарактеризоватьфольклорныежанрымузыки(песенные,танцевальные),вычленятьи называть типичные жанровые признаки. Модуль«Музыкатеатраикино»: определятьиназыватьособенностимузыкально-сценическихжанров(опера,балет,оперетта, мюзикл); различатьотдельныеномерамузыкальногоспектакля(ария,хор,увертюраит.д.),узнаватьнаслух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различатьвидымузыкальныхколлективов(ансамблей,оркестров,хоров),тембрычеловеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличатьчертыпрофессий,связанныхссозданиеммузыкальногоспектакля,иихроливтворческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделовитем программы Количествочасов всего контрольные работы Репертуар практические работы дляслушания дляпения длямузицирова ния Датаизуч ения Видыдеятельности Виды,фо рмыконт роля Электронные(ци фровые)образова тельныересурсы Модуль1.Музыкавжизничеловека 1.1. Красота и вдохновение 1 0 0 вокальныйцикл«Пятьпесенд ля детей» («Начинаемперепляс») Слушаниемузыки,концентрац ия на еёвосприятии,своёмвнутренне мсостоянии.; Устныйопро с; http://fcior.edu.ru/ 1.2. Музыкальные пейзажи 1 0 0 А.Вивальди.«Временагода»; П. И. Чайковский. Цикл «Временагода» Слушаниепроизведенийпрогр аммноймузыки,посвящённойо бразамприроды.Подборэпитет овдляописаниянастроения,хар актерамузыки. Сопоставлениемузыкис произведениями изобразительногоискусства.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ Сочинениемелодий,вокальнаяи мпровизация на основетекстов игрового детскогофольклора.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ Итогопомодулю 2 Модуль2.НароднаямузыкаРоссии 2.1. Русскийф ольклор 1 0 0 2.2. Русскиенаро дныемузыкал ьныеинструм енты 1 0 0 песняСадкоизоперы«Садко»Н. А. Римского-Корсакова;русская народная песня"Полянка" Слушание фортепианных пьескомпозиторов,исполнение песен,вкоторыхприсутствуютз вукоизобразительныеэлементы, подражание голосамнародныхинструменто в.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 2.3. Сказки,мифыил егенды 1 0 0 былинныенаигрыши;“БылинаоД обрыне Никитиче” (“То небелая береза к землеклонится…”); М. И. Глинка. Песня Баяна “Дела давноминувшихдней…”(изо перы «РусланиЛюдмила») Создание иллюстраций кпрослушанныммузыкальным илитературнымпроизведения м.; Устныйопро с; http://musikfantasy.edu.ru/ Итогопомодулю 3 Модуль3.Музыкальнаяграмота русская народная песня"Берёзка";русскаян ароднаястроеваяпесня"Со лдатушки,бравыребятуш ки" 3.1. Весьмирзвучит 1 0 0 Л.ванБетховен.«Багатели»;Ф.Ш уберт. «Экосезы»; П. И.Чайковскийпьесыиз«Детског оальбома»; Р. Шуман «Детскиесцены», «Альбом дляюношества»; С. С. Прокофьев «Детскаямузыка» Знакомство со звукамимузыкальнымиишумов ыми.Различение, определение наслух звуков различногокачества.; Устныйопро с; http://fcior.edu.ru/ 3.2. Звукоряд 1 0 0 П.И.Чайковский.Пьесыиз «Детского альбома»: «БабаЯга», «Утренняя молитва»,Маршдеревянныхсол датиков», Знакомство с элементаминотной записи. Различение понотнойзаписи,определениен аслух звукоряда в отличие отдругихпоследовательностей звуков.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 3.3. Ритм 0.5 0 0 инструментальныеиоркестровы е вариации Й.Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ванБетховена,М.И.Глинки;песн ии хоровые произведения Слушаниемузыкальныхпроизв едений с ярковыраженнымритмически мрисунком,воспроизведениеда нного ритма по памяти(хлопками).; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 3.4. Ритмический рисунок 0.5 0 0 инструментальныеиоркестровы е вариации Й.Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ванБетховена,М.И.Глинки;песн ии хоровые произведения Игра«Ритмическоеэхо»,п рохлопываниеритмапори тмическимкарточкам,пр оговаривание сиспользованиемритмослогов .Разучивание,исполнение на ударныхинструментахритмич ескойпартитуры.; Устныйопро с; http://musikfantasy.edu.ru/ Вокализация,исполнениемело дийинструментальныхпьессо словами.Разучивание,исполне ниепесен.; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru/ Слушание музыки висполненииоркестра.Просмот рвидеозаписи.Диалогс учителем о роли дирижёра.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ Итогопомодулю 3 Модуль4.Классическаямузыка 4.1. Композиторы— детям 1 1 0 4.2. Оркестр 2 0 0 МузыкаД.Кабалевского, слова А.Пришельца.«Мойкра й»,«Песняошколе»;Муз ыкa В. Шаинского.СлoвaМ.Пл яцковского. «Улыбка» М. И. Глинка. Опера «ИванСусанин»(хор«Славься »);М.П. Мусоргский. «Картинки свыставки»;П.И.Чайковский, концерт для скрипки соркестром 4.3. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Итогопомодулю 2 0 0 Концерт для скрипки соркестром ре мажор; В. А.Моцарт.Концертдляфлейтыс оркестром №1 cоль мажор; А.Вивальди.Концертдляфлейт ысоркестром Знакомство с многообразиемкрасокфортепи ано.Слушаниефортепианных пьес висполненииизвестныхпианис тов.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 0 0 Молитва, хорал, песнопение.Музыкальные произведения повыбору:Народныепеснопения оСергииРадонежском.Утренняя молитва; П. Чайковский. «Вцеркви» Знакомствоспроизведениямисв етской музыки, в которыхвоплощенымолитвенн ыеинтонации,используетсяхор альный склад звучания.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ русскаянароднаяпесня «Дудочка»;М.И.Глинка. «Камаринская»;И.П.Ларионов. «Калинка» Просмотрвидеофильмаокульту ре родного края.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ Разучивание,исполнениерусск их народных песенразныхжанров.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 5 Модуль5.Духовнаямузыка 5.1. Песниверу ющих Итогопомодулю 2 2 Модуль6.НароднаямузыкаРоссии 6.1. Край,вкоторомт ыживёшь 1 0 0 6.2. Русскийф ольклор 1 0 0 Итогопомодулю 2 русскаянароднаяпесня «Дудочка» Модуль7.Музыкавжизничеловека 7.1. Музыкальные пейзажи 2 0 0 А. Варламов. «Горныевершины»(сл.М.Лерм онтова);Г.В.Свиридов«Весна.О сень»;П. И.Чайковский. Пьесы «Осенняяпесня»и «Подснежник»изцикла «Временагода» Рисование«услышанных»пейз ажейи/илиабстрактнаяживопи сь — передачанастроенияцветом,точ ками,линиями.; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/ 7.2. Музыкальные портреты 2 1 0 М.П.Мусоргский.Сюита «Картинки с выставки» (воркестровкеМ.Равеля);А .Алябьев «Вечерний звон» Разучивание,харáктерноеиспол нение песни — портретнойзарисовки; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru/ 7.3. Какойжепраздни 2 кбезмузыки? 0 0 Разучиваниеиисполнениетемат ических песен кближайшемупразднику; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ «Рождественскаяпесенка »;народныеславянскиепе снопения. «Добрыйтебевечер», «Рождественскоечудо» 7.4. Музыканавой не,музыкаовой не Итогопомодулю 1 0 0 Р.Шуман.«Грезы»;А.Вайнер «Мойдедушка-герой» Чтение учебных ихудожественныхтекстов,посв ящённыхвоенноймузыке.Слуш ание,исполнениемузыкальных произведенийвоеннойтематик и.Знакомствос историей их сочинения иисполнения; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 0 0 П.И.ЧайковскийПервыйк онцертдляфортепианосор кестром (1 часть); Освоение понятий «вышениже».Определениенаслухп ринадлежности звуков кодному из регистров. Прослеживание по нотнойзаписи отдельных мотивов,фрагментовзнакомых песен,вычленение знакомых нот,знаковальтерации.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 0 0 белорусскаянароднаяпесня «Дударикидудари»,казахскаянародная песня «Богенбайбатыр», кюй Курмангазы «Балбырауын»висполнениидомбр ы Знакомствосособенностямимуз ыкальногофольклоранародов других стран. Определениехарактерныхчер т, типичных элементовмузыкальногоязыка (ритм,лад,интонации).; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 7 Модуль8.Музыкальнаяграмота 8.1. Высотазвуков Итогопомодулю 1 1 Модуль9.Музыканародовмира 9.1. Музыканашихсос 2 едей Итогопомодулю 2 Модуль10.Классическаямузыка 10.1. Композиторыдетям 2 0 0 П.И.Чайковский«Детскийа льбом»(«Болезнькуклы», «Новая кукла»); Д. Б.Кабалевский"Клоуны";С.С .Прокофьев "Петя и волк" Музыкальнаявикторина.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 10.2. Музыкальные инструменты. Фортепиано. 1 0 0 П.И.Чайковский.Пьесыиз «Детского альбома»: «БабаЯга», «Утренняя молитва»,Маршдеревянныхсол датиков», «Новаякукла»,«Болезнькуклы» «Я — пианист» — игра — имитацияисполнительскихд виженийвовремязвучанияму зыки.; Устныйопро с; http://schoolcollection.edu.ru/ 10.3. Музыкальные инструменты. Скрипка,виол ончель Итогопомодулю 11.1. Музыкальнаяск азканасцене,наэ кране 1 1 0 Чайковский. Концерт дляскрипкисоркестромремажор ;Л. ван Бетховен. Концерт дляскрипкисоркестромремажор «Паспорт инструмента» — исследовательскаяработа,пред полагающаяописаниевнешнег овидаиособенностейзвучания инструмента,способов игры на нём; Контрольная работа; 0 0 «Морозко»(режиссерА.Роу,к омпозитор Н. Будашкина) Постановкадетскоймузыкально Практическая й сказки, работа; спектакльдляродителей.; 3 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 4 2 Итогопомодулю 2 ОБЩЕЕКОЛИ ЧЕСТВОЧАСО ВПОПРОГРА ММЕ 33 http://musikfantasy.edu.ru/ ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ № Темаурока п/п Количествочасов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. «Имузавечнаясомной» 1 0 0 Устный опрос; 2. Хороводмуз 1 0 0 Устный опрос; 3. Повсюдумузыкаслышна 1 0 0 Устный опрос; 4. Душамузыки-мелодия 1 0 0 Устный опрос; 5. Музыкаосени 1 0 0 Устный опрос; 6. Сочини мелодию 1 0 0 Устный опрос; 7. «Азбука,азбукакаждому нужна…» 1 0 0 Устный опрос; 8. Музыкальнаяазбука 1 1 0 Контрольная работа; 9. Музыкальнаяазбука. Закрепление. 1 0 0 Устный опрос; 10. Музыкальныеинструменты. 1 0 0 Устный опрос; 11. «Садко»Изрусского былинного сказа 1 0 0 Устный опрос; 12. Звучащиекартины 1 0 0 Устный опрос; 13. Разыграйпесню 1 0 0 Устный опрос; 14. Пришло Рождество, начинаетсяторжество. 1 0 0 Устный опрос; 15. Роднойобычай старины 1 0 0 Устный опрос; 16. Добрыйпраздниксредизимы 1 0 0 Устный опрос; 17. Край,вкоторомтыживёшь 1 0 0 Устный опрос; 18. Поэт,художник,композитор 1 1 0 Контрольная работа; 19. Музыкаутра 1 0 0 Устный опрос; 20. Музыкавечера 1 0 0 Устный опрос; 21. Музыкальныепортреты 1 0 0 Устный опрос; 22. Разыграйсказку(«Баба-Яга» русская народная сказка) 1 0 0 Устный опрос; 23. Укаждогосвоймузыкальный инструмент. 1 0 0 Устный опрос; 24. Музынемолчали 1 0 0 Устный опрос; 25. Мамин праздник 1 0 0 Устный опрос; 26. Музыкальныеинструменты. «Чудеснаялютня»По алжирской сказке. 1 0 0 Устный опрос; 27. Музыкальныеинструменты 1 1 0 Контрольная работа; 28. Звучащиекартины 1 0 0 Устный опрос; 29. Музыкав цирке 1 0 0 Устный опрос; 30. Дом,которыйзвучит. 1 0 0 Устный опрос; 31. Опера-сказка 1 0 0 Устный опрос; 32. «Ничегонасветелучшенету» 1 0 0 Устный опрос; 33. Заключительныйурокконцерт 1 0 0 Устный опрос; ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 3 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА Музыка.1класс/КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.,Акционерноеобщество«Издательство «Просвещение»; учебникпомузыке1класс/КритскаяЕ.Д.; Сергеева Г.П.; Введитесвойвариант: МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ Поурочныеразработкиуроков. ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ Учебник,электронноеприложениекучебнику,компьютер. ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ Аудиозапись.видеозапись,карточки.