МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2024 года протокол № 1 Директор __________Л.Е.Дмитренко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу: «Логопедическая ритмика» для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) Уровень образования (основное общее) 5-9 класс Количество часов 340 Учитель-логопед Кондратова Елена Леонидовна Программа разработана в соответствии и на основе: Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования обучающихся с ОВЗ авторской программы по развитию речи «Хочу быть грамотным») авторы: Курдюмова Г.В., Николаева Ж.Ю., Корниенко М.Н., г. Амурск, 2016г. 2 Пояснительная записка Без хорошо развитой речи нет успешного обучения, нет настоящего общения. Формирование полноценной учебной деятельности возможно при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения. При обследовании речи детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с задержкой психического развития, отмечается большое количество детей, не владеющих навыками грамотного письма, что мешает полноценному усвоению школьной программы. Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дисграфического характера. Существенную роль в их возникновении играет: дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания; - нарушения слухоречевой памяти; - нарушение буквенного гнозиса; - нарушение динамического праксиса руки; - затрудненность восприятия ритмической структуры слова; - нечеткая дикция, плохая артикуляция; - нарушение лексико-грамматического строя речи; - наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи. При составлении программы использованы коррекционно – развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый МО и Н РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда. Практические приемы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения (А. Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной речи на фонетическом уровне (И. Н. Садовникова, В. И. Городилова, Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко). Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999).Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество обучающихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях: - преодоление отклонений речевого развития детей( упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности); - создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей; - коррекционно-воспитательная работа ( развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, 3 формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности). Программа предназначена для проведения логопедических коррекционноразвивающих занятий с обучающимися 5 – 9 классов, имеющих нарушение письменной речи на фоне ЗПР, взаимосвязана с учебной программой по русскому языку и занятия по коррекции речи обеспечивают: - уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса обучающихся; - овладение навыками словообразования; - формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи (устной и письменной); - коррекцию навыков чтения и письма. Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с задержкой психического развития. Задачи: - своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными речевым недоразвитием; - определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи; - определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности; - осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся подросткового возраста с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. Задержка психического развития - комплекс негрубых нарушений развития моторной, 4 познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в-третьих - мотивация к различным видам познавательной деятельности. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе. Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе: -незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; - преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов; - низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; - ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; - снижение работоспособности; - повышенная истощаемость; - неустойчивость внимания; - ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью; - расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля; - более низкий уровень развития восприятия; - отставание в развитие всех форм мышления; - недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти. 5 Особые образовательные потребности Школьники с задержкой психического развития нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей: - в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; - в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире; - в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); - в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.); - в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности; - в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки; - в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов; - в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий; - в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. 6 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей. Принцип обходного пути. Предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы. Комплексность. Преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, классный руководитель, воспитатель, педагог- психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.). Принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка). Направления работы: Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико-педагогической помощи в условиях ОУ; - коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта; - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся; - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 7 Диагностическая работа включает: -своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; -раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностику отклонений в развитии речи и выявление этиологии дефектов речи, трудностей адаптации; Формы проведения занятий: Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, рассказов. Анализ и просмотр картинного и текстового материала. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Использование творческого элемента в занятия: составление кроссвордов, шарад, рассказов. Занятие-викторина, занятие-путешествие. В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, практическая, игровая. Основные методы и технологии Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств младшего школьника. Основные методы и технологии: Развивающее обучение. Технология обучения в сотрудничестве. Коммуникативная технология. Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Занятия по коррекции устной и письменной речи проводятся: 2 раза в неделю, в кабинете учителя-логопеда. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося. Содержание коррекционно-развивающей работы. Обучающиеся должны знать: -морфологические признаки частей речи; -состав и названия частей слова; -признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв; 8 -правописание Ь, Ъ в различных частях речи; -синтаксические единицы, знаки препинания при них; -структуру текста. Научатся: -различать морфологические и грамматические признаки частей речи; проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.); -доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву; -дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания; -проводить анализ текста, составлять план; -устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах. Планируемые результаты В результате реализации логопедической программы предполагается, что обучающиеся 5-9 классов овладеют следующими умениями и навыками развитии письменной речи: • понимать основное содержание необходимого по программе по объему текста, воспринимаемого на слух; • выделять основную мысль, структурные части исходного текста; Фонетика и графика • выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику; • различать ударные и безударные слоги; • не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работа со словарями; • разбирать слова фонетически; • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; Орфоэпия • разбирать слова орфоэпически • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; Лексика • толковать лексическое значение слов и подбирать к ним синонимы и антонимы; • пользоваться толковым словарем; Морфология • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов; • подбирать однокоренные слова; Словобразование • разбирать слова по составу; • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению; • определять главное и зависимое слово; 9 • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; • составлять простые и сложные предложения; Синтаксис • разбирать простое предложение синтаксически; Орфография • находить в словах изученные орфограммы и правильно писать слова с изученнымиорфограммами; • правильно писать слова с непроверяемыми согласными; • пользоваться орфографическим словарем; Пунктуация • находить в предложениях места для постановки знаков препинания; • расставлять знаки препинания в предложениях; Связная речь • определять тему и основную мысль текста, его стиль; • составлять простой план текста; • подробно и сжато излагать повествовательные тексты; • писать сочинения повествовательного характера; • совершенствовать содержание и языковое оформление. •будут устранены специфические ошибки письма и чтения; •сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Коррекционно-развивающая работа проводится в 4 этапа. Первый (диагностический) этап На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояние языкового анализа и синтеза,представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем), проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи, выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. Второй (подготовительный) этап На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию психических процессов. 10 Третий (коррекционный) этап В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Комплексный подход данной методики по коррекции дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Четвертый (оценочный) этап На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Тематическое распределение часов 5 класс индивидуальные и групповые занятия 68 часов 2 раза в неделю. № п/п 1. 2 3 4 5 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 19 20. 21. Раздел. Тема занятия. Словообразование–10 ч. Гласные и согласные зауки Прямое и переносное значение многозначных слов. Фразеологизмы и свободные сочетания. Пословицы и поговорки. Я знаю. Где мне это пригодится? Синонимы – 12ч. Синонимы и однокоренные слова. Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов к заданным словам. Подбор синонимов к заданным словам. Редактирование предложений. Грамматическая сочетаемость синонимов. Я знаю. Где мне это пригодится? Антонимы – 12ч. Нахождение антонимов в текстах. Подбор антонимов к прилагательным, существительным. Подбор антонимов различным частям речи. Подбор антонимов к многозначным словам. Фразеологизмы-антонимы. Я знаю. Где мне это пригодится? Развитие связной речи –34ч. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Закрепление знаний о построении текста. Восстановление рассказа по плану Рассказ по опорным словам и мнемокартам. Описательный рассказ. Составление рассказа по плану. Колво часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 дата факт 11 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31 32. 33. 34. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Знакомство с деформированным текстом. Работа над деформированным текстом Составление связного рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Рассказ по серии картинок и опорным словам. Рассказ по сюжетной картинке и опорным словам. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) Составление творческого рассказа с добавлением действующего лица, изменением результата действия. Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Составление рассказа-описания с использованием картинно-цифрового плана. Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихя. 2 2 2 4 2 2 2 2 2 1 2 2 1 Лексика и морфология Работа по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у обучающихся 6-х классов представлена разделами: словообразование на основе формирования семантических полей (парадигматические связи), суффиксальное словообразование и – приставочное, состав слова, словоизменение. Выполняя задания, обучающиеся осваивают понятие «части слова» (приставка, суффикс, корень, окончание), учатся проводить морфемный анализ, овладевают навыком словообразования и словоизменения. Словообразование В разделе «Однокоренные слова» работа с учащимися в первую очередь направлена на различение родственных и неродственных слов. Решать данную задачу надо, опираясь на два показателя: наличие сходства значений и наличие общего корня. Отсутствие смыслового сходства при этом является достаточным основанием для того, чтобы сравниваемые слова не считались родственными, тогда как вариативность буквенного состава корней допускается в родственных словах (в случае чередования гласных или согласных букв). С другой стороны, полного совпадения корней по написанию бывает недостаточно для признания данных слов однокоренными. 12 Далее, дети выделяют родственные слова из предложенных на материале заданий, в которых представлены для сравнения однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы, а также слова с омонимичными корнями. Умея подбирать правильно родственные слова, ученик сможет из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной гласной в корне, а не возьмет какое-то случайное, неподходящее слово. Полезным для развития словарного запаса, а также для развития умения ориентироваться в гнездах родственных слов считается знакомство с историей происхождения того или иного слова. Найти «дальних» родственников, то есть установить этимологическую связь между словами, учащиеся попытаются при выполнении заданий на классификацию, а также отгадывая загадки о происхождении слов-названий птиц, цветов, грибов и т.д. В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся выполняют контрольные тесты и задания на различение родственных и неродственных слов, устанавливают связь усвоенных понятий с жизненными ситуациями. Рекомендуемые дидактические игры: «В гостях у Корнея», «Чем похожи?», «Вырасти сад», «Хлопни, если я ошибусь», «Будь внимателен», «Головоломка», «О чѐм могут рассказать картинки?», «Составим кроссворд», «Близкие и далѐкие родственники». Раздел «Суффиксальное словообразование» представлено темами: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы», «Суффиксы профессий», «Суффиксы прилагательных». Главное направление в работе над первой темой раздела – устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. У части детей не преодолено детское словотворчество, им свойственно употребление детских неологизмов (маленький лес – лесик, маленький дуб – дубик), поэтому в заданиях предусмотрена необходимость выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительными или ласкательными оттенками. Дети сравнивают образованные ими слова с нормой, всякий раз анализируя слово с помощью вопроса: «Говорят так или не бывает такого слова?» – и делают вывод о правильности полученного слова. К осознанному отношению в выполнении заданий приучает и работа по поиску ошибок в употреблении суффиксов. Работа над темами «Суффиксы профессий» и «Суффиксы прилагательных», учитель старается расширить словарный запас детей по данной тематике. Обращается так же внимание на частотность употребления того или иного суффикса, находятся суффиксы-«чемпионы», то есть самые продуктивные суффиксы. Развитию орфографической зоркости помогает заполнение таблицы по теме. Каждый вновь используемый суффикс заносится в таблицу, выделяем ярким цветом, чтобы зрительный образ смог остаться в непроизвольной памяти. В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся выполняют контрольные тесты и задания на умение образовывать слова различных частей речи суффиксальным способом, устанавливают связь усвоенных понятий с жизненными ситуациями. 13 Дидактические игры: «Мастер -ышк и -ушк», Мастер «-очк, -ечк и -очек», «Мастер -ок и - ик», «Мастер -ц и -иц», «О чѐм могут рассказать картинки?», «Большой-маленький», «Назови ласково», «Головоломка», «Профессиональная принадлежность». Раздел «Приставочное словообразование» начинается с усвоения наиболее легких по значению приставок – приставок с пространственным значением. Рассматриваются случаи употребления данных приставок в однокоренных глаголах. Различие в значениях пространственных приставок очень хорошо иллюстрируется с помощью практических действий, схем и картинок. Таким образом, на примере этой темы ученики легко делают вывод о той роли, которую играет приставка в слове. Создается понимание того, что приставка – значимая часть, и поэтому нужно стараться правильно ее использовать, чтобы не исказить смысл слова. Далее учащимся предлагается обратить внимание на многозначность некоторых приставок. Одна приставка употребляется в разных словах, и нужно установить ее значение в каждом случае. Если возникнет затруднение при самостоятельном выполнении данного вида задания, учитель оказывает помощь, но отказываться от выполнения даже трудных заданий не следует. Работая с детьми с задержкой психического развития, нужно, прежде всего, помнить, что все задания должны быть направлены на развитие мыслительных способностей данных учащихся. Так как данные ученики часто не различают приставки и предлоги. Выполняя задания, ученики сумеют преодолеть трудности в различении приставок и предлогов. Вначале работа идет на материале разных по буквенному составу приставок и предлогов, а затем сравниваются одинаковые приставки и предлоги. В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся выполняют контрольные тесты и задания, связанные с умением образовывать слова различных частей речи приставочным способом, устанавливают связь усвоенных понятий с жизненными ситуациями. Дидактические игры: «Всегда первая», «Что может глагол?», «Как было и как стало», «Кто, как передвигается», «Что можно сделать?», «Головоломка», «Приставка и предлог», «Ребусы». В разделе «Состав слова» происходит обобщение и закрепление полученных сведений (на уроках русского языка и логопедических занятиях) по темам практического словообразования. Дети практикуются свободно ориентироваться в составе слова, знать место в слове той или иной его части, не искать суффикс в начале слова, а приставку в конце. У учащихся накапливается фактический запас различных суффиксов и приставок. По буквенному образу ученики определяют, что за часть слова перед ними, и уметь подбирать слова с заданной частью. В данном разделе много заданий на разбор слов по составу, на подбор слов к заданным схемам. Такие задания способствуют развитию пространственного мышления, помогают осознанно относиться к 14 предъявляемому материалу. В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся выполняют контрольные тесты и задания на умение проводить морфемный анализ слова, устанавливают связь усвоенных понятий с жизненными ситуациями. Дидактические игры: «Посуда по назначению», «Поезд», «Хлопни, если я ошибусь», «Головоломка», «Подбери к слову схему», «Где, чей домик?», «Подбери картинку к схеме», «Строители». Словоизменение Работа по этому разделу посвящена устранению ошибок в согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными. В теме «Словоизменение прилагательных» проводится работа по согласованию имен прилагательных с именами существительными. Как известно, имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, глаголы настоящего времени – в числе, глаголы прошедшего времени – в роде. Последовательно рассматриваются все виды согласования. Вначале уточняется понятие «род имен существительных», так как это понятие является базовым, опорным для дальнейшей работы. Приступать к заданиям по согласованию прилагательных можно только после полного усвоения категории рода существительных. Для наиболее наглядного показа в упражнениях на согласование вначале берется одно и то же прилагательное, и к нему подбираются подходящие существительные всех трех родов (холодный сок, холодная вода, холодное молоко). Важным является установление зависимости рода прилагательного от рода существительного, для этого отрабатывается постановка вопроса от существительного к прилагательному. Параллельно проводится работа на развитие словарного запаса с помощью заданий на подбор прилагательных по заданным признакам. Уделяется также внимание лексической сочетаемости, то есть способности того или иного слова сочетаться с другим словом. По завершению работы над материалом раздела учащиеся выполняют контрольные задания. Дидактические игры: «Чей? Чья? Чьѐ? Чьи?», «Из чего сделано?», «От слова к слову», «Измени слово», «Хлопни, если я ошибусь», «Один-много», «Найди ошибку», «Головоломка», «Ребусы». Тема «Словоизменение глаголов» посвящена согласованию глаголов настоящего времени с существительными в числе и согласованию глаголов прошедшего времени с существительными в роде. Учащиеся учатся ставить вопросы от существительных к глаголам, выбирая вопрос единственного (Что делает?) или множественного числа (Что делают?) числа в зависимости от числа существительного. При согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде нужно определить род существительного, а затем выбрать нужный вопрос (Что делала? Что сделала? – для женского рода; Что делало? Что сделало? – для среднего рода; Что делал? Что сделал? – для 15 мужского рода.) и поставить его к глаголу. В вопросе выделяется окончание, такое же окончание должно быть и у глагола. В конце учебного года проводится занятие-викторина. Обучающийся закрепит изученный материал, получит возможность самостоятельно применять полученные знания и умения в различных видах деятельности. Дидактические игры: «Один-много», «Составь ребус», «Он, она, оно, они», «Измени слово», «Подружи слова», «Головоломка», «От слова к слову», «Проверь себя», «Составим кроссворд». Оценивая состояние уровня сформированности лексико-грамматических средств языка у учащихся 3 класса по представленным разделам, мы руководствуемся следующими нормами оценок: Уровень: Показатель уровня: Баллы: Выше среднего В достаточной мере развиты навыки и умения 3 Средний Недостаточное развитие навыков и умений 2 Низкий Не владеет навыками и умениями 1 6 класс, индивидуальные занятия 68 часав, 2 раза в неделю. № п/п Раздел. Тема занятия. Колво часов Словообразование–10 ч. 1. 2 3 4 5 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 19 Звуки и буквы Прямое и переносное значение многозначных слов. Фразеологизмы и свободные сочетания. Пословицы и поговорки. Я знаю. Где мне это пригодится? Синонимы – 12ч. Синонимы и однокоренные слова. Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов к заданным словам. Подбор синонимов к заданным словам. Редактирование предложений. Грамматическая сочетаемость синонимов. Я знаю. Где мне это пригодится? Антонимы – 12ч. Нахождение антонимов в текстах. Подбор антонимов к прилагательным, существительным. Подбор антонимов различным частям речи. Подбор антонимов к многозначным словам. Фразеологизмы-антонимы. Я знаю. Где мне это пригодится? Развитие связной речи –34ч. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Закрепление знаний о построении текста. Восстановление рассказа по плану 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 дата факт 16 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31 32. 33. 34. Рассказ по опорным словам и мнемокартам. Описательный рассказ. Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Знакомство с деформированным текстом. Работа над деформированным текстом Составление связного рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Рассказ по серии картинок и опорным словам. Рассказ по сюжетной картинке и опорным словам. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) Составление творческого рассказа с добавлением действующего лица, изменением результата действия. Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Составление рассказа-описания с использованием картинно-цифрового плана. Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихя. 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 1 2 2 1 Лексика и грамматика Работа по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи у обучающихся 4-х классов представлена разделами: многозначность слов, синонимы и антонимы, связная речь. Выполняя задания, учащиеся закрепляют понятие многозначности, используют синонимичные средства, применяют антонимы, пополняют свой активный словарь фразеологическими оборотами, составляют рассказы. Однозначные и многозначные слова В первом разделе дети уточняют значение многозначности слов, т.к. большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, упражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Поскольку, умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно строить высказывание. В свою очередь, это позволит преодолеть ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением. Совершенно новый пласт лексики представлен в виде фразеологических оборотов. Фразеологические обороты по своему употреблению принадлежат к разговорной речи, они доступны и понятны детьми. Речь детей только выигрывает, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть из тех фразеологизмов, с которыми встретятся при выполнении заданий. В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это 17 пригодится?», где обучающиеся выполняют контрольные тесты и задания, устанавливают связь усвоенных понятий с жизненными ситуациями. Дидактические игры: «Объясни значение», «Невпопад», «Сколько у слова значений?», «Головоломка», «Жарко-холодно», «От слова к слову», «Хлопни, если я ошибусь», «Ребусы», «Составим кроссворд». Синонимы Приступая к работе над разделом «Синонимы», учащимся предлагаются игры и упражнения на различение синонимичного ряда от гнезда родственных слов: при общем признаке-сходстве по смыслу, эти группы различаются тем, что синонимический ряд включает слова только одной части речи и не содержит, как правило, в своем составе однокоренных слов. Детям с особыми образовательными потребностями и нарушением речи, имеющими бедный словарный запас, обычно трудно выполнять задания на подбор синонимов, поэтому в первых упражнениях им предлагается не подобрать синоним к слову, а выбрать готовый синонимический ряд из ряда слов, а также найти соответствия, объединяя синонимы в пары. Готовые образцы синонимических рядов и пар-синонимов демонстрируются детям в качестве примеров для наблюдения и запоминания. После этого ведется работа над использованием синонимов в речи. Предупреждению ошибок на неуместное использование слов даются упражнения, показывающие возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Опираясь на свой речевой опыт, используя помощь учителя, дети подбирают нужные слова в словосочетания и предложения. Тема «Грамматическая сочетаемость» включена для предупреждения грамматических ошибок в управлении. Синонимы нужны так же для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Ученики выполняют задания по редактированию предложений, устраняют повторяющиеся слова. Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний. Далее рассматривается синонимия многозначных слов. Очень важно показывать, что разные значения одного многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Выполняя задания этой темы, дети видят, что синонимы нужны для более точного выражения мысли. В конце темы помещены контрольные задания – на самостоятельный подбор синонима к заданному слову. Проводится в форме игры, с подсчетом очков за каждое правильное слово. В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся выполняют контрольные тесты и задания, устанавливают связь усвоенных понятий с жизненными ситуациями. Дидактические игры: «Слова-братья», «Головоломка», «Что общего?», «Чем похожи?», «Подбери слово», «Ребусы», «Найди ошибку», «А как надо?», «Закончи цепочку», «Хлопни, если я ошибусь», «Редактор». 18 Антонимы Работа в разделе «Антонимы» также основана на принципе от простого к сложному. Сначала ученики упражняются в распределении слов на антонимические пары. Затем им предлагается найти антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Выполнив задания, дети получают опыт работы с антонимами, и им будет легче справляться с подбором антонимов к заданным словам. Вначале нужно будет вставить недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст. Антонимы-прилагательные восстанавливаются в предложениях легче, чем глаголы или существительные, поэтому больше дано предложений на восстановление прилагательных. В заключении рассматриваются темы: «Подбор антонимов к многозначным словам» и «Фразеологизмы-антонимы». В конце раздела представлена тема «Я знаю. Где мне это пригодится?», где обучающиеся выполняют контрольные тесты и задания, устанавливают связь усвоенных понятий с жизненными ситуациями. Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Это правда или нет?», «Словавраги», «Головоломка», «Закончи цепочку», «Не зевай», «Было-стало», «Составь ребус», «Объясни значение», «Хлопни, если я ошибусь». Развитие связной речи Развитие связной речи осуществляется на всех коррекционных часах независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми предложениями, при этом использовать несколько предложений, чтобы составить маленькое связное высказывание. Также, ученикам даются задания на составление небольших рассказов с опорой и без неѐ. При этом большое внимание уделяется составлению предложений различных типов и использование их адекватно замыслу. Дидактические игры: «Помоги писателю», «О чѐм могут рассказать картинки?», «Составь схему, учитывая изменившийся порядок слов», «Расставь по местам», «Слово-предложение-текст», «Шаг за шагом». В конце учебного года проводится занятие-викторина. Обучающийся закрепит изученный материал, получит возможность самостоятельно применять полученные знания и умения в различных видах деятельности. Оценивая состояние уровня сформированности лексико-грамматических средств языка у учащихся 6 класса по представленным разделам, мы руководствуемся следующими нормами оценок: Уровень: Выше среднего Средний Низкий Показатель уровня: В достаточной мере развиты навыки и умения Недостаточное развитие навыков и умений Не владеет навыками и умениями Баллы: 3 2 1 19 Таким образом, содержание работы по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи на протяжении изучения всего курса программы «Говори правильно» опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. Так, по мере развития познавательных возможностей детей младшего школьного возраста, все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями, объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д. 7 класс, индивидуальные занятия 68 часов , 2 раза в неделю. № п/п 1. 2 3 4 5 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 19 20. 21. 22. 23. 24. Раздел. Тема занятия. Однозначные и многозначные слова –10 ч. Однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение многозначных слов. Фразеологизмы и свободные сочетания. Пословицы и поговорки. Я знаю. Где мне это пригодится? Синонимы – 12ч. Синонимы и однокоренные слова. Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов к заданным словам. Подбор синонимов к заданным словам. Редактирование предложений. Грамматическая сочетаемость синонимов. Я знаю. Где мне это пригодится? Антонимы – 12ч. Нахождение антонимов в текстах. Подбор антонимов к прилагательным, существительным. Подбор антонимов различным частям речи. Подбор антонимов к многозначным словам. Фразеологизмы-антонимы. Я знаю. Где мне это пригодится? Развитие связной речи –34ч. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Закрепление знаний о построении текста. Восстановление рассказа по плану Рассказ по опорным словам и мнемокартам. Описательный рассказ. Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Знакомство с деформированным текстом. Работа над деформированным текстом Составление связного рассказа из отдельных Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 дата факт 20 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31 32. 33. 34. предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Рассказ по серии картинок и опорным словам. Рассказ по сюжетной картинке и опорным словам. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) Составление творческого рассказа с добавлением действующего лица, изменением результата действия. Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Составление рассказа-описания с использованием картинно-цифрового плана. Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихя. 4 2 2 2 2 2 1 2 2 1 8 класс, индивидуальные занятия 68 часов , 2 раза в неделю. № п/п 1. 2 3 4 5 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 Раздел. Тема занятия. Однозначные и многозначные слова –10 ч. Однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение многозначных слов. Фразеологизмы и свободные сочетания. Пословицы и поговорки. Я знаю. Где мне это пригодится? Синонимы – 12ч. Синонимы и однокоренные слова. Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов к заданным словам. Подбор синонимов к заданным словам. Редактирование предложений. Грамматическая сочетаемость синонимов. Я знаю. Где мне это пригодится? Антонимы – 12ч. Нахождение антонимов в текстах. Подбор антонимов к прилагательным, существительным. Подбор антонимов различным частям речи. Подбор антонимов к многозначным словам. Фразеологизмы-антонимы. Я знаю. Где мне это пригодится? Развитие связной речи –34ч. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 дата факт 21 19 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31 32. 33. 34. Закрепление знаний о построении текста. Восстановление рассказа по плану Рассказ по опорным словам и мнемокартам. Описательный рассказ. Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Знакомство с деформированным текстом. Работа над деформированным текстом Составление связного рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Рассказ по серии картинок и опорным словам. Рассказ по сюжетной картинке и опорным словам. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) Составление творческого рассказа с добавлением действующего лица, изменением результата действия. Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Составление рассказа-описания с использованием картинно-цифрового плана. Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихя. 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 1 2 2 1 9 класс, индивидуальные занятия 68 часов , 2 раза в неделю № п/п 1. 2 3 4 5 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. Раздел. Тема занятия. Словоборазование–10 ч. Однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение многозначных слов. Фразеологизмы и свободные сочетания. Пословицы и поговорки. Я знаю. Где мне это пригодится? Синонимы – 12ч. Синонимы и однокоренные слова. Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов к заданным словам. Подбор синонимов к заданным словам. Редактирование предложений. Грамматическая сочетаемость синонимов. Я знаю. Где мне это пригодится? Антонимы – 12ч. Нахождение антонимов в текстах. Подбор антонимов к прилагательным, Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 дата факт 22 14. 15. 16. 17. 18 19 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31 32. 33. 34. существительным. Подбор антонимов различным частям речи. Подбор антонимов к многозначным словам. Фразеологизмы-антонимы. Я знаю. Где мне это пригодится? Развитие связной речи –34ч. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Закрепление знаний о построении текста. Восстановление рассказа по плану Рассказ по опорным словам и мнемокартам. Описательный рассказ. Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Знакомство с деформированным текстом. Работа над деформированным текстом Составление связного рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Рассказ по серии картинок и опорным словам. Рассказ по сюжетной картинке и опорным словам. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) Составление творческого рассказа с добавлением действующего лица, изменением результата действия. Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Составление рассказа-описания с использованием картинно-цифрового плана. Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихя. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 1 2 2 1 23 Согласовано заместитель директора по УМР ____________ Токарева И.С. 30 августа 2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО курсу: «Логопедическая ритмика» для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) Класс 9 Учитель-логопед Кондратова Елена Леонидовна Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа; Планирование составлено на основе: основе авторской программы по развитию речи «Хочу быть грамотным» (5-9 классы) авторы: Курдюмова Г.В., Николаева Ж.Ю., Корниенко М.Н., г. Амурск, 2016г. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся (ФГОС ОВЗ) 24 № урока Содержание (разделы, темы) Даты проведения план факт Материальнотехническое обеспечение Раздел 1 Развитие фонематического анализа и синтеза.–10 1-2 Обследование Тетради, наборы состояния лексикоопорных картинок, грамматической презентации, стороны речи, связной объемные игрушки речи 3-4 Гласные после шипящих и Ц. 5-6 Фразеологизмы и свободные сочетания. Пословицы и поговорки. 9-10 Я знаю. Где мне это пригодится Раздел 2. Синонимы – 12ч. Универсальные учебные действия Навыки обобщения и дифференциации правильно понимать значение многозначных слов. Формирование связной речи, способности к сознательной мобилизации усилий для достижения цели. Занкомство с русским фольклором. 7-8 11-12 Умение выделять синонимы. Использование синонимов в речи. Синонимы и однокоренные слова. Нахождение синонимов в тексте. 15-16 Подбор синонимов к заданным словам. Редактирование предложений. 17-18 Подбор синонимов к заданным словам. Раздел 3 Антонимы -12 ч 19-20 Нахождение антонимов в текстах. 21-22 Подбор антонимов к прилагательным, существительным. 23-24 Подбор антонимов различным частям речи. 25-26 Подбор антонимов к многозначным словам. 27-28 Фразеологизмыантонимы 13-14 Умение распознавать антонимы. Использование антонимов в речи 25 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59 Индивидуальные занятия Раздел 4 Развитие связной речи -34 часа Последовательный рассказ. Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Восстановление рассказа по плану Рассказ по опорным словам и мнемокартам Описательный рассказ. Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам Знакомство с деформированным текстом. Работа над деформированным текстом Составление связного рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по его началу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Рассказ по серии картинок и опорным словам Рассказ по сюжетной картинке и опорным словам. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) Составление Формирование связной речи Формирование связной речи 26 60 61 62-66 67-68 творческого рассказа с добавлением действующего лица, изменением результата действия. Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Составление рассказаописания с использованием картинно-цифрового плана. Индивидуальные занятия Подведение итогов. Диагностика и мониторинг словарного запаса у обучающихся Итого: 68 часов