МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образование, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МАОУ - СОШ № 20
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
учителей естественных
наук
Заместитель директора
по УМР
Директор
________________________ ________________________
________________________
Сивоплясова С.М.
Токарева И.С.
Дмитренко Л.Е.
Протокол №1
Приказ №01-14/76
Протокол
педагогического
от «30» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
совета №1 от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Адаптированная основная образовательная
программа по предмету «История Отечества» для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
город Армавир 2024
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «История»
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в
который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями,
умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка,
формирование личностных качеств, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в общество.
Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает
ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в прошлом, культурные достижения, процесс
развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным
потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья. Представляется, что в курсе «Мир истории» для детей с нарушениями
интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях истории, жизни,
быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося
деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет
способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение
исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит
формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию
знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей
учеников. Учитель
имеет
право
использовать
в
процессе
изучения
материала
информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий
успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Содержание обучения, по предметам имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы
пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания
детей, обучающихся по программе для учащихся с умственной отсталостью в процессе овладения
учебным предметом.
Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип.
Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией,
естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на
язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать
иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении.
Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений
исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых
явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и
связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на
Земле.
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и
дидактическими принципами, особое внимание уделять следующим принципам:
1. цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в
интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их
исторической ретроспективе;
2. экзистенциальной направлености, позволяющего обращаться к чувствам детей,
эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
3. объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании
исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках
истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе
для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ,
беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой,
картиной, схемами, «Лентой времени».
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный
исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо
систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в
процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России
как активного участника и творца всемирной истории;
помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально
развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для
эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их
обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности
и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и
дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно - урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).
Комбинированный урок
Контроль: за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных
опросов, проведения тестов. Тексты, контрольно-измерительные материалы, создает учитель, в
соответствии с психофизическим особенностями каждого ребёнка. Контроль осуществляется в
конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы
отводится 15-20 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по
изученным темам.
Домашнее задание не предусмотрено.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие
компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся
знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками
К концу учебного года учащиеся должны знать:
1. какие исторические даты называются точными, приблизительными;
2. когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
3. кто руководил основным сражениями.
Учащиеся должны уметь:
1. пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
2. пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному
плану;
3. соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
4. пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
5. устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
6. правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пользоваться лентой
времени;
Содержание тем учебного курса:
Раздел I. Древняя Русь (38 ч)
Тема 1. Происхождение славян (4 ч)
Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—
II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков:
восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.),
южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как
причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для
занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры
соседних
народов:
скифов,
сарматов,
германцев
(готов),
гуннов,
хазаров.
Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.
СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч)
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания
восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими,
балтийскими
и
др.
Неравномерность
развития
отдельных
славянских
племен.
Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры
племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение
женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины,
полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян. СЛОВАРЬ: община,
град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 ч)
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных
славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.Быт восточных
славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда,
одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен
товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки». Возникновение городов — центров
ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры
славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый
центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский. СЛОВАРЬ: быт, ремесла,
торговля, обмен, торговый путь.
Тема 4. Культура и верования восточных славян (3 ч)
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны;
Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия.
Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков.
Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими
работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные
приметы, пословицы, песни, плачи.
СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.
Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч)
Происхождение слова Русь (научные представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская
Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные
(удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для
решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая
социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую,
культурную жизнь ее членов.
Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси.
Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов
(холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и
«погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов
Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с
северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским
колониям.
Русские
сухопутные
караваны
к
Багдаду
по
пути
в
Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир.
Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч)
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и
религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм),
католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского
государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о
принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г.
Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление
государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета,
развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на
развитии
стран
Западной
Европы
и
Руси.
СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) (4 ч)
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о
безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов
Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем.
Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами
Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального
права.
СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) (5 ч)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок
престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных
восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению
единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава
Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть
временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти
Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132).
Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северозападе),
Владимиро-Суздальское
(на
юго-востоке).
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика,
городское
вече,
посадник,
князь
новгородский.
Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о
Москве
(1147).
СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник,
республика.
Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) (3 ч)
Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура
Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских
земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия
христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие
устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть
временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира
Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами).
Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский
собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля,
церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси.
Развитие
русской
иконописной
школы.
Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком,
общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.
СЛОВАРЬ: письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями
(XIII—XV вв.) (13 ч)
Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь (5 ч)
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами.
Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском
Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье.
Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого
войска
кочевниками.
Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную
Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на
Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской
Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его
территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских
князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на
пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский
князь Александр Невский. Ратные подвиги. СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение,
разорение, осада, завоевание.
Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия (4 ч)
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского
хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда.
Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного
пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения,
«десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.).
Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение
внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение
золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван
Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для
победы над Ордой.
Тема 3. Образование единого Московского государства (4 ч)
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного
государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского
государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума —
совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной
церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние
Сергия
Радонежского
на
самосознание
русского
народа.
СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник.
Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)
Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584) (6 ч)
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV
(Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против
демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения
опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на
политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе:
посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных
родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества.
Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа.
Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в
XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение
Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская
война
за
выход
в
Балтийское
море.
СЛОВАРЬ: самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.
Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых (6 ч)
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных
крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание
Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах
Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост
авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени.
Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия.
Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов
государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная
борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского.
Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание
нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение
сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор,
сословие, монастырь.
Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. (4 ч)
Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе
московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на
культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие
просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего
учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных книг.
Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика»,
«Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь».
Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век
великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков,
В. Атласов). Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей,
крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм
Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий.
Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества. Быт народа и
высшего
сословия.
Патриархальность,
сословность
общественного
уклада.
СЛОВАРЬ: народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЛАВА I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Кол-во
№
Тема урока
1
Введение
1
2
Происхождение славян
1
3
В каких местах селились славяне
1
4
Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии.
1
5
Облик славян и черты их характера
1
6
Торговый путь «из варяг в греки»
1
7
1
8
Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие – основное занятие
славян. Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
9
Языческие традиции восточных славян
1
10
Обобщающий урок по I главе «Древняя Русь».
1
часов
1
ГЛАВА II. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
11
Как возникло Древнерусское государство
1
12
О чем рассказывает древняя летопись?
1
13
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию
1
14
Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси.
1
15
Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию.
1
16
Предание о гибели князя Игоря.
1
17
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
1
18
Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию.
1
19
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами.
1
20
Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.
1
21
Обобщающий урок по II главе. Древнерусское государство
1
ГЛАВА III. КРЕЩЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ. РАСЦВЕТ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
22
Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь.
1
23
Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.
1
24
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.
1
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель,
1
25
книжник.
26
Русская Правда Ярослава Мудрого.
1
27
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
1
Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской
1
28
Руси.
29
Распад Руси на отдельные княжества в XII веке.
1
30
Новгородская республика. Господин Великий Новгород.
1
Занятия и торговые пути новгородцев.
1
32
Ростово-суздальское княжество в XII веке.
1
33
История возникновения Москвы
1
34
Культура Руси в X-XIII веках.
1
Обобщающий урок по III главе. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского
1
31
35
государства
ГЛАВА IV. РУСЬ В БОРЬБЕ С ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ
36
Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.
1
37
Битва на реке Калке.
1
38
Нашествие монголов на Русь.
1
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.
1
40
Походы Батыя на южнорусские земли.
1
41
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).
1
42
Ледовое побоище.
1
43
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
1
44
Русские княжества в XII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью.
1
45
Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты.
1
46
Изменения в золотой Орде.
1
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение Сергия
1
39
47
Радонежского.
48
Куликовская битва.
1
49
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.
1
50
Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тёмный.
1
51
Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода.
1
52
Освобождение Руси от Золотой Орды.
1
53
Управление государством Иваном III.
1
54
Обобщающий урок по IV главе. Русь в борьбе с завоевателями
1
ГЛАВА V. ЕДИНОЕ МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
55
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.
1
56
Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады.
1
57
Войны Ивана Грозного.
1
58
Война с западными странами.
1
59
Опричнина.
1
60
Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири.
1
61
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.
1
62
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
1
Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и
1
63
Отечество!
64
Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676).
1
65
Раскол в Русской православной церкви.
1
66
Укрепление южных границ России. О казаках.
1
67
Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках.
1
68
Обобщающий урок за курс 7 класса
1
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:1-й уровень
объяснять значение словарных слов и понятий, а также:
устанавливать причины возникновения языческих верований и обрядов;
влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
возникновения государства, его структуры, функций развития православия, смены языческой
культуры на христианскую;
распада Киевской Руси;
возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
освободительных войн между государствами;
возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
Смутного времени и народных волнений;
возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения;
отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов,
Лжедмитрий и др.);
нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
ориентироваться в:
названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов;
IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. — Крещение Руси;
XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой
Орды;
XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время;
Земский собор 1613 г.;
развитие сословных отношений; культура и духовность России.
2-й уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю,
для осуществления контроля, за усвоением знаний, рекомендуется использовать опорные вопросы,
словарные слова, перечень конкретных заданий, например:
Как возникла Золотая Орда?
Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства.
Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.
Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X, XIII, XVI в.
Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа
слова:судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)?
Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники.
Назови главные торговые и культурные города России XVI—XVII вв.
объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем;
устанавливать (по вопросам учителя) причины:
возникновения верований на основе явлений природы;
возникновения разнообразных видов труда;
возвышения среди племен отдельных личностей;
объединения соседних племен;
возникновения государства;
Крещения Руси;
распада Киевской Руси.
Учащиеся должны знать:
• названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
• исторические имена (3—5 имен);
• главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении
программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на
практике.
«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными
требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.
«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с
ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного
материала недоступно.
«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.
Для реализации данной рабочей программы используется УМК:
1. История Отечества. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Авторы: Бгажнокова И.М. , Л.В. Смирнова, М. Просвещение 2018 г.