Обсуждено и принято на
заседания
педагогического совета школы от
30.08.2024г., протокол № 1
Утверждено
приказом МАОУ-СОШ № 20
№ 01-14/76 от 30.08.2024г.
Директор Л.Е. Дмитренко
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И ФОРМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ – СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 20
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся с
умственной отсталостью в МАОУ- СОШ №20» (далее-Положение) (далее –
общеобразовательная организация) разработано в соответствии с Федеральным Законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным
государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт), федеральной адаптированной
основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее-ФАООП УО), утвержденными приказами
Минпросвещения Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (с изменениями) и
от 24 ноября 2022 г. N 1026 соответственно, приказом Минпросвещения РФ от 22 октября
2024 года № 731 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его
выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не
имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам» адаптированной
основной образовательной программой обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 и 2) общеобразовательной организации.
1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок, формы и содержание итоговой
аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее- обучающийся с УО) по завершению реализации АООП УО.
1.3. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения
обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая освоение
обучающимися АООП УО, является обязательной и проводится в порядке и формах,
которые установлены общеобразовательной организацией.
1.4. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости
оценки качества подготовки обучающихся.
2. Порядок проведения итоговой аттестации.
2.1. Итоговая аттестация обучающихся 9 класса с УО легкой степени проводится по
утвержденному руководителем общеобразовательной организации расписанию, которое
не позднее, чем за две недели до начала экзаменационного периода, доводится до
сведения учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.2. Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия в составе
председателя и членов комиссии, которые утверждаются приказом руководителя
общеобразовательной организации. Председателем аттестационной комиссии является
руководитель или заместитель руководителя. В состав членов комиссии входят 2
организатора из числа педагогических работников общеобразовательной организации.
Организатором может быть назначен учитель-предметник, осуществляющий
преподавание в этом классе.
2.3. Допускается к итоговой аттестации обучающийся с УО легкой степени, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план.
2.4. Допуск к итоговой аттестации обучающегося с УО оформляется протоколом
педагогического совета, на основании которого издается приказ по школе.
2.5. При проведении итоговой аттестации общеобразовательной организацией создаются
специальные условия для обучающихся с легкой умственной отсталостью с учетом их
основного заболевания и наличия других нарушений развития, отнесенного к конкретной
нозологической группе. Педагоги и администрация общеобразовательной организации
решают задачи- снизить влияние негативных факторов на состояние здоровья
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создать
максимально благоприятные психологические и организационные условия подготовки и
проведения итоговой аттестации для того, чтобы этот процесс не сказался отрицательно
на психике и физическом здоровье.
2.6. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется
возможность сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии
заявления родителей (законных представителей) и справки медицинского учреждения.
2.7. В случае болезни члена аттестационной комиссии в период проведения итоговой
аттестации (или отсутствия по другим уважительным причинам) ее состав может быть
изменен приказом руководителя общеобразовательной организации.
2.8. Для рассмотрения конфликтных ситуаций в ходе проведения итоговой аттестации
апелляционная комиссия приказом руководителя общеобразовательной организации не
позднее, чем за две недели до начала итоговой аттестации.
2.9. Порядок итоговой аттестации может измениться в связи со сложившимися
чрезвычайными ситуациями. В таком случае итоговые отметки выставляются в
свидетельство об обучении на основе годовых.
3. Формы и содержание итоговой аттестации обучающихся с УО.
3.1. Итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3.1.1. Согласно требованиям ФГОС УО и в соответствии с АООП УО (вариант 1)
общеобразовательной организации по завершению реализации АООП обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится итоговая
аттестация в форме двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
3.1.2. Формой итоговой аттестации по оценке предметных результатов по русскому
языку, чтению (литературному чтению), математике и основ социальной жизни является
комплексная работа с заданиями по указанным предметам в соответствии с требованиями
к планируемым результатам АООП УО (вариант 1); по технологии (труду) -собеседование
с защитой творческой работы.
3.1.3. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разрабатываются учителями
предметниками с учетом содержания учебных программ, уровня подготовки
обучающихся. Информация, содержащаяся в КИМах и используемых при проведении
итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок
разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая
требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации,
содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет»)
устанавливается общеобразовательной организацией самостоятельно. Аттестационный
материал должен иметь оттиск печати общеобразовательной организации и храниться в
закрытом шкафу в кабинете директора или заместителя руководителя по УВР. КИМ и
критерии оценивания с рассчитанным временем выполнения заданий рассматриваются на
школьном методическом совете и утверждаются руководителем общеобразовательной
организации не позднее месяца до срока итоговой аттестации. Задания КИМ
дифференцируются для каждого ученика с учетом разнородности контингента.
Количество заданий подбираются примерно в равном количестве и затрачиваемому
времени на их выполнение по оцениваемым учебным предметам, но не менее 15 заданий.
Каждое задание определяется баллами, которые суммируются и выводится % выполнения
работы.
Комплексная работа считается зачтенной, если обучающимся выполнено правильно от
35% заданий. Испытания для обучающихся с УО проводятся с 10 часов.
Количество астрономических
астрономических часов.
часов,
отведенных
на
эти
испытания
–
до
3
3.1.4. По профильному труду обучающийся может выбрать одну из предлагаемых
общеобразовательной организацией форм: представление творческой работы и
собеседование или защита проекта. Выбор осуществляется на добровольной основе.
Форма: представление творческой работы и собеседование.
Учитель технологии («профильный труд») ведет подготовку обучающегося к итоговой
аттестации: отбирает совместно с обучающимся макет изделия из ранее изготовленных в
ходе освоения образовательной программы по учебному предмету для оценки
аттестационной комиссией, или обучающийся изготавливает под руководством учителя
новый макет (конструкцию) по предложенной теме к установленной дате проведения
итоговой аттестации. Учитель готовит обучающегося к защите творческой работы:
обучает алгоритму проведения описания изделия и формулировке развернутых ответов на
примерные вопросы.
Собеседование представляет собой диалоговую форму общения выпускника и членов
аттестационной комиссии на основе выполненной практической работы. Обучающийся
представляет изделие, доказательно отвечает на вопросы аттестационной комиссии,
демонстрируя культуру устной речи. Вопросы могут быть обобщающего характера, а так
же нравственного и общекультурного направления (от 2 до 5 вопросов). В ходе беседы
выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, о
трудовых операциях и приёмах, используемых материалах и инструментах, а также об их
дальнейших планах и способность общения со взрослыми.
Время собеседования до 20 минут. Собеседование при умелом ее использовании
позволяет наладить контакт с обучающимся, снять тревожность, создать положительный
эмоциональный настрой на экзамене, обеспечить тем самым успешность выпускника.
Важно, чтобы члены аттестационной комиссии визуально и вербально поддерживали
обучающегося, выражали готовность к взаимодействию в ходе аттестации,
руководствовались
при
собеседовании,
приемами
эффективного
слушания.
Собеседование позволяет выявить:
-степень владения материалом по выбранной теме; -системность и целостность знаний; свободу оперирования знаниями, представленность личной позиции, понимание и т.д.
-умение использовать знания
нестандартной ситуации;
в
практической
деятельности,
в
стандартной
и
-анализ конкретного материала с точки зрения установления причинно следственных
связей, выделения общего и частного и т.д.;
-коммуникативность;
-развитость самоотметки и признание достоинств и прав других людей;
-развитость ценностных ориентации; готовность к самостоятельному выбору профессии.
Защита проекта.
Проектная работа представляет собой изготовление какого-либо изделия или объекта,
имеющего личностную или общественную значимость. Проект может быть как
групповым, так и индивидуальным. При выборе темы и объекта индивидуального проекта
учитываются программные требования, уровень подготовки обучающегося и его
психофизические особенности. Распределение обязанностей и ответственности в
групповом проекте ведётся с учётом уровня подготовки каждого отдельного учащегося и
его психофизических особенностей. Выполненный проект должен соответствовать
технологическим и эстетическим требованиям. К проекту прилагается защитное слово.
Объём защитного слова составляет до 7 страниц печатного текста, включая схемы,
чертежи, рисунки, фотографии. Защитное слово выполняется на листах формата А4,
шрифт № 14, поля стандартные. Защитное слово включает в себя: титульный лист;
содержание; введение (актуальность темы проекта); основная часть (описание
технологического процесса выполнения проекта); экономическая часть (расчёт
себестоимости проекта); заключительная часть (самооценка выполненного проекта);
список источников. В процессе итоговой аттестации в форме защиты проекта аттестуемый
(группа аттестуемых) представляет комиссии проект с фото и видеоматериалами, которые
свидетельствуют о выполненной работе и защищает его. Кроме того, обучающийся
отвечает на вопросы комиссии, которые могут носить как теоретический, так и
практический характер. На защиту проекта отводится 15-20 мин. Подготовку к защите
проекта с обучающимся ведет учитель технологии не позднее 1 месяца до даты
проведения итоговой аттестации.
3.1.5. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью, имеющих тяжелые
двигательные нарушения, но с сохранной речью, предлагается устно ответить на вопросы
испытания по предмету «Профильный труд», устно описать картинку, изображающую
работу человека или рассказать о работе родителей и других родственников по
наводящим вопросам.
3.1.6. Для выпускников 9 классов с УО легкой степени, обучающихся на дому по
состоянию здоровья, итоговая аттестация проводится в обстановке, исключающей
влияние негативных факторов на состояние здоровья, в условиях, отвечающих
физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников.
3.1.7. Результаты итоговой аттестации обучающихся с УО заносятся в два протокола
оценки учебно-трудовой деятельности по каждому испытанию, который подписывается
всеми членами аттестационной комиссии, и электронный журнал. Результаты итоговой
аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью оцениваются в форме
"зачет" и (или) "незачет". Сводный результат «зачет» или «незачет» обучающийся с УО
легкой степени получает по результатам двух испытаний итоговой аттестации
(комплексная работа, оценка макета, оценка ответов на вопросы по итогам
собеседования). Сводный протокол оформляется в день прохождения испытаний
обучающимся по технологии. Сводный протокол, протоколы по результатам испытаний
хранятся в соответствии со сроками, предусмотренными номенклатурой дел для
общеобразовательной организации, но не менее года. (Приложение №1)
3.1.8. В случает незачета обучающемуся предоставляется возможность пересдачи в
установленные сроки распорядительным актом общеобразовательной организации.
3.2. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.
3.2.1 Итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью
умственной отсталостью осуществляется в течение двух последних недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в
естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения.
3.2.2. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и
глубокой степенью умственной отсталостью АООП должно быть достижение результатов
освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции
обучающихся. Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов
обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности
ребёнка, оценить динамику развития его жизненных компетенций. Для оценки
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка рекомендуется
применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет
представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно
контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития
его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем
членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной
компетенции.
При оценке результативности обучения должны учитываться следующие факторы и
проявления:
- особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося;
- выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ;
- в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна
оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям; при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей
могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных критериях по
итогам практических действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет
действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по
образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие
со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не
всегда узнает объект", "не узнает объект"; Итоговые результаты образования за
оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме
характеристики за учебный год.
На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
4. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
общего образования.
Приложение №1 к Положению
Протокол итоговой аттестации по завершению освоения обучающимися (мся) АООП
УО (вариант 1) по русскому языку, чтению (литературному чтению), математике,
основам социальной жизни МАОУ- СОШ №20
Дата
Аттестационная комиссия в составе:
председателя
(Ф.И.О.)
членов
(Ф.И.О.) оценила предметные результаты усвоения обучающимися (имся) 9 класса
(Ф.И.О.)
русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни
Форма: комплексная работа по русскому языку, чтению (литературному чтению),
математике, основам социальной жизни
№п\п
Учебные
предметы
Годовая
отметка
Задания
комплексной
работы
Запланированный
балл
Фактическ
ий балл
Русский язык
Чтение
(литературное
чтение)
Основы
социальной
жизни
Всего баллов
из
запланированных.
Процент выполнения комплексной работы:
Комплексная работа оценена:
Председатель комиссии:
Члены
%
(«зачет», «незачет»)
/
/
комиссии:
/
/
/
/
/
/
Протокол итоговой аттестации по завершению освоения АООП УО (вариант 1)
обучающимися (мся) по технологии (профильный труд) МАОУ- СОШ №20
дата
Аттестационная
комиссия
в
составе:
председателя
(Ф.И.О.) и членов
(Ф.И.О.) оценила сформированные знания и умения по выбранному профилю труда
обучающихся (егося) 9 класса
Ф.И.О.
В форме защиты творческой работы и собеседования (защиты проекта и ответов на
вопросы)
№п\п
Учебные
предметы
Годовая
отметка
Защита
творческой
работы
(проекта)
баллов
Собеседован Итоговый
ие (ответы балл
на вопросы)
баллов
Профильный
труд
Всего баллов
из
запланированных.
Процент выполнения комплексной работы:
Комплексная работа оценена:
Председатель комиссии:
%
(«зачет», «незачет»)
/
/
Члены комиссии:
/
/
/
/
/
/
Сводный протокол итоговой аттестации по завершению освоения АООП УО
(вариант 1) обучающимися (мся) МАОУ - СОШ №20
Дата
Аттестационная комиссия в составе: председателя
(Ф.И.О.)
и членов
(Ф.И.О.) оценила подготовку обучающихся (егося) 9 класса
Ф.И.О. по завершению освоения АООП УО (вариант1) в форме двух испытаний:
№п\п
Учебные предметы
1.
Комплексная работа
( русский язык,
чтение(литературное
чтение),
математика,основы
социальной жизни
Профильный труд
2.
Годовая отметка
Итоговая оценка:
Результат итоговой
аттестации «зачет»,
«незачет»
(«зачет», «незачет»)
Председатель комиссии:
/
Члены комиссии:
/
/
/
/
/
/
/