МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МАОУ - СОШ № 20 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО учителей математики Замдиректора по УМР Директор ________________________ ________________________ _______________________ Рудых Т. С. Токарева И. С. Дмитренко Л. Е. Протокол №1 от «30» 08 Приказ 01-14/76 от «30» 08 Протокол педагогического 2024 г. 2024г. совета №1 от «30» 08 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 4972580) Черчение и графика для обучающихся 8-9 классов г. Армавир, 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ курса внеурочной деятельности: "Черчение и графика" Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности. Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального образования, обеспечивает базу для формирования пространственного мышления и технической грамотности при современном ускоренном технологическом развитии. Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека. Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека. Любая преобразовательная деятельность должна осуществляться в соответствии с определенной документацией, в том числе графической, а также с предварительным созданием различных моделей. Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс черчения. Общая характеристика. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. Ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является выполнение практических и графических работ: от формулирования задачи до получения конкретных графических результатов. Содержание курса построено по «восходящему» принципу: от умений построения простых графических объектов к их оценки и совершенствованию, а от них – к знаниям и умениям, позволяющим создавать модели и проектировать инженерные объекты. Освоение курса осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов. При построении и анализе моделей, с одной стороны, выделяются простые элементы. С другой стороны, если эти элементы уже выделены, это открывает возможности программного проектирования с помощью средств компьютерной графики. Большой выигрыш по времени достигается при использовании библиотек чертежей типовых и стандартных элементов, которые хранятся в памяти компьютера. Кроме того, средства компьютерной графики обеспечивают существенно большую точность. В курсе черчения осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей: с алгеброй и геометрией при изучении разделов, связанных с созданием графической модели; с физикой и технологией при освоении графических моделей машин и механизмов; с информатикой и ИКТ при освоении информационных процессов сбора, хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных сервисов; Освоение учебного предмета «Черчение» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебно-производственных комбинатов и технопарков. Через сетевое взаимодействие могут быть использованы ресурсы организаций дополнительного образования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основной целью освоения предметной области «Черчение и графика» является формирование технической грамотности, образнопространственного мышления и глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Черчение» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями; овладение необходимыми минимальными инженерными знаниями по проектированию различных объектов; формирование у обучающихся культуры конструкторской деятельности, готовности к осуществлению новых графических решений; формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов; развитие умений использовать и оценивать знания и сформированные универсальные учебные действия, полученные при изучении других учебных предметов. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Освоение предметной области «Черчение и графика» в основной школе осуществляется в 8—9 классах из расчёта 1 часа в неделю. Всего программа рассчитана на 68 учебных часов. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Черчение и графика» Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения: • принцип научности обучения – опора на теоретические знания основ черчения; • принцип систематичности и последовательности – логика построения урока, изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, соответствующей возрастным особенностям школьников; • перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, беседа; • логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации); • гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый; • кибернетический: управления и самоуправления учебнопознавательной деятельностью; • контроля и самоконтроля (устный, письменный); • стимулирования и мотивации; • самостоятельной учебной деятельности; • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником; • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов, учащихся; • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 КЛАСС Раздел 1. Введение (1 час) Основные теоретические сведения: черчение как технология создания графической модели инженерного объекта; организация рабочего места. Раздел 2. Технология создания чертежей (10 часов) Основные теоретические сведения: краткая история графической деятельности человека; значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека; понятие графической модели и ее виды; виды графических моделей: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график; виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей; понятие о стандартах; правила оформления чертежей; форматы, масштабы, шрифты, виды линий; применение программного обеспечения для создания проектной документации; размеры на чертеже; геометрические построения; сопряжения. Практические работы: знакомство с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ); знакомство с видами графической документации; организация рабочего места чертежника; подготовка чертежных инструментов; оформление графической работы и основной надписи на формате А; выполнение основных линий чертежа; отработка навыков написания слов чертежным шрифтом; построение параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезка и окружности на равные части; построение и деление углов; построение овала; сопряжения. Варианты объектов труда: образцы графической документации; ЕСКД; формат А для чертежа; изображения различных вариантов геометрических построений. Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (23 часа) Основные теоретические сведения: образование поверхностей простых геометрических тел; чертежи геометрических тел; развертки поверхностей предметов; формообразование; понятие о проецировании; расположение видов на чертеже; дополнительные виды; параллельное проецирование и аксонометрические проекции; аксонометрические проекции плоских и объемных фигур; прямоугольная изометрическая проекция; особенности технического рисунка; эскизы, их назначение; электрические и кинематические схемы; условные графические обозначения и правила изображения соединений. Практические работы: анализ геометрической формы предмета; чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание; определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже; выбор главного вида и масштаба изображения; выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций; нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали; выполнение технического рисунка по чертежу; выполнение эскиза детали с натуры; чтение простой электрической и кинематической схемы. Варианты объектов труда: чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы. 9 КЛАСС Раздел 1. Введение (1 час) Основные теоретические сведения: классификация инженерных объектов. Раздел 2 Технология создания модели инженерного объекта (29часов) Основные теоретические сведения: наложенные и вынесенные сечения; обозначение материалов в сечениях; простые разрезы, их обозначения; местные разрезы; соединение вида и разреза; разрезы в аксонометрических проекциях; основные сведения о сборочных чертежах изделий; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления на чертежах различных видов соединения деталей; условные обозначения резьбового соединения; штриховка сечений смежных деталей; спецификация деталей сборочного чертежа; размеры, наносимые на сборочном чертеже; деталировка сборочных чертежей. Практические работы: вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами; выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции; чтение сборочного чертежа; выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей; выполнение деталировки сборочного чертежа изделия. Варианты объектов труда: модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами; сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей; чертежи деталей сборочных единиц; модели соединений деталей; изделия из 5-6 деталей. Раздел 3. Технология создания чертежей в программных средах (4часа) Основные теоретические сведения: графические модели: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки; товарный знак, логотип; виды композиционного и цветового решения; применение программного обеспечения для создания моделей и их чертежей; графические примитивы в 3D-моделировании. Практические работы: чтение информации, представленной графическими средствами; построение графиков, диаграмм по предложенным данным; разработка эскиза товарного знака или логотипа; использование для графических работ программ Paint, Adobe Photoshop, AutoCAD, КОМПАС. Варианты объектов труда: образцы графической информации; графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств инженерных объектов; умение проектировать и эстетически оформлять графические модели изделий из различных материалов. Ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. Трудовое воспитание: активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей. Экологическое воспитание: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техно сферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учении; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, делать выводы; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы; • овладение основами самоконтроля и самооценки; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; • уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; • формирование стойкого интереса к творческой деятельности с элементами конструирования, базирующихся на ИКТ; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; • умение использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По завершении обучения учащийся должен иметь сформированные образовательные результаты: соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические отображения объектов, в соответствии с требованиями ГОСТ и стандартом ЕСКД; владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей; владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков; уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам; выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и/или в системе автоматизированного проектирования (САПР); овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; уметь творчески подходить к решению различных конструкторских технических задач; получить возможность научиться использовать технологию формообразования для конструирования 3D-модели; оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР); сформировать представление о мире профессий, связанных с графическим языком техники, их востребованности на рынке труда. Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; развитие визуально – пространственного мышления; рациональное использование чертежных инструментов; освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); формирование стойкого интереса к творческой деятельности. в познавательной сфере: Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приемы работы с чертежными инструментами правила выполнения чертежей; основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; принципы построения наглядных изображений. анализировать графический состав изображений; проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека. пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой; выражать средствами графики идеи, намерения, проекты. в мотивационной сфере: ■ формирование представлений о мире профессий; ■ согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности; в коммуникативной сфере: владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции не враждебным для оппонентов образом; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; высказываний; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; в физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций при моделировании; соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной деятельности. В результате обучения учащиеся: ознакомятся: с приёмами работы с чертёжными инструментами; простейшими геометрическими построениями; основными сведениями о ЕСКД; правилами выполнения чертежей; приёмами чтения чертежей; основами прямоугольного проецирования на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции; принципами построения наглядных изображений; основными типами соединений; особенностями построения строительных чертежей; информационными технологиями в производстве, конструировании и моделировании, перспективными технологиями; с основными технологическими понятиями и характеристиками; видами, приёмами и последовательностью выполнения чертёжных операций; профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор, топограф, картограф и др.) овладеют: основными методами анализа формы предмета; умением выбирать главный вид, оптимальное количество видов; умением читать и выполнять наглядные изображения детали; умением проводить самоконтроль качества. Выполненной работы; умением выполнять необходимые виды, сечения, разрезы; навыками читать несложные архитектурные чертежи; умением пользоваться ЕСКД; умением выполнять простейшие чертежи резьбовых соединений; основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера; навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера (справочный материал, схема и тех инструкция и т. д.); навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда (рациональная организация рабочего места, соблюдение правил по технике безопасности); умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека (апробация профессиональных знаний и умений в рамках тематического урока). Ученик научится: • Осознано воспринимать графическую культуру как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; • Развивать зрительную память, ассоциативное мышление, статическое, динамическое и пространственное представления; • Правилам и приемам выполнения и чтения чертежей различного назначения; • Развивать творческое мышление и формировать элементарные умения преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; • Приобретет опыт создания творческих работ с элементами конструирования; • Применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); • Формировать стойкий интерес к творческой деятельности. Ученик получит возможность научиться: • осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества; • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); • развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета. 8 КЛАСС № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем программы Введение. Черчение как технология создания графической модели инженерного объекта Технология создания чертежей. Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем. Колич ество часов Основное содержание 1 Формулировать понятие модели. Практическая деятельность: -организовывать рабочее место. 10 23 Называть виды конструкторской документации; -формулировать отличие видов графической документации. Практическая деятельность: -подготавливать рабочее место и чертежные инструменты; -оформлять графические работы и основную надпись на формате А4, -выполнять линии чертежа; -отрабатывать навыки написания слов чертежным шрифтом; -выполнять линий чертежа; -выполнять деление отрезка и окружности на равные части; -выполнять построение овала, сопряжений. -выполнять чертеж «плоской» детали. Анализировать геометрическую форму предмета; -определять необходимое и достаточное количество видов на чертеже; -выбирать необходимый масштаб для построения чертежа; -называть определения прямоугольной и Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Устный опрос Просвещение; МЭШ www mos.ru Основные виды деятельности Устный опрос, практическая работа, самостоятель ная работа Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru Устный опрос, практическая работа, самостоятель ная работа Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru аксонометрической проекций. Практическая деятельность: -читать и выполнять чертежи геометрических тел и их аксонометрических проекций; -выполнять чертежи объемных деталей с помощью геометрических построений; -выполнять аксонометрические проекции плоских и объемных деталей (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.); -выполнять чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). -выполнять технический рисунок предмета (детали) по чертежу и с натуры; -выполнять эскизы деталей с включением элементов конструирования; -выполнять чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры; -читать простые графические модели: электрические и кинематические схемы, диаграммы. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Введение. 2 Технология создания модели инженерного объекта. 3 Технология создания чертежей в программных средах ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Коли честв о часов 1 29 4 34 Основное содержание Формулировать понятие инженерного объекта; определять виды инженерных объектов, их качество. Формулировать понятие сечения и разреза; -определять виды сечений и разрезов; -анализировать сборочные чертежи. Практическая деятельность: -выполнять чертежи детали с необходимыми сечениями и разрезами; -выполнять чертеж анализировать формообразование детали с использованием геометрических примитивов; -называть основные сферы применения программного моделирования инженерных объектов. Практическая деятельность: -читать информацию, представленную графическими моделями; -строить графики, диаграммы по предложенным данным; -создавать модели по различным заданиям: по чертежу; по описанию; по образцу и с натуры; -разрабатывать товарный знак или логотип с использованием программного обеспечения. Электронные Основные (цифровые) виды образовательные деятельности ресурсы Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru Устный опрос, практическая работа, самостоятель ная работа Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru Устный опрос, практическая работа Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРМИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебная литература 1. 1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2018 год. 2. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2018 - 64 с. 3. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2016.-210с. Учебно–методический комплект: 1. Г.Г. Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное издание. Москва, «ВАКО». 2011 год. 2. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.-М.: Просвещение, 2014 - 160 с. 3. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение,2015 - 64 с Материально-технические и информационно-технические ресурсы: Пособия к уроку (модели, таблицы) Мультимедийные презентации по темам Графические и контрольные работы учащихся. Карточки задания Аппаратные средства мультимедийный проектор; акустические колонки.