10.10.2024
Открыта горячая линия по аттестации педагогических работников
МАОУ - СОШ №20
Ответственная за аттестацию Усатова Ольга Борисовна - учитель преподавания географии, истории, обществознания. Телефон: +78613734393 (пн - пт с 9:00 до 16:00).
Ответственная за аттестацию в ЦРО и ОК г. Армавира 8(86137) 3-51-28 Левачева Таисия Ивановна
Телефон отдела сопровождения процедуры аттестации педагогических работников ГБОУ ДПО ИРО КК: 8(861) 232-17-09, электронная почте: oa@iro23.ru
С 1 сентября 2023 года вступил в
силу новый порядок аттестации педагогических работников. Кому нужно будет
проходить аттестацию, как это повлияет на зарплату и можно ли отказаться от
процедуры, рассказываем в статье
Что такое аттестация педагогических
работников
Профессиональные
и мотивированные учителя — один из главных критериев,
по которым родители выбирают школу. Чтобы стимулировать рост мастерства
педагогов и обеспечить их социальную защищенность на рынке труда,
проводится аттестация.
Процесс представляет собой заседание
комиссии. На основе заранее собранной информации о работе педагога
члены комиссии принимают решение об аттестации.
Каким педагогам надо проходить аттестацию
На соответствие занимаемой
должности обязательно аттестуют весь педсостав. Аттестация на первую
и высшую категории проводится по инициативе сотрудника
и подтверждает его профессиональный уровень.
Кроме того, с 1 сентября
2023 года вводятся новые квалификационные категории «педагог-методист»
и «педагог-наставник». Благодаря этому школы получат системный инструмент
для повышения качества образования. Это должно улучшить закрепляемость
молодых кадров, а для опытных учителей — стать стимулом
к активной методической работе и обмену опытом.
Главная цель — мотивировать
учителей на профессиональный рост и сохранить качество образования.
Кроме того, Минпросвещения выделяет несколько более узких задач:
·
стимулировать
непрерывное повышение уровня квалификации педагогов;
·
выявить
у работников необходимость в дополнительном образовании;
·
повысить
эффективность и качество педагогической деятельности;
·
развить
наставничество и методическую помощь.
По словам министра
просвещения РФ Сергея Кравцова, цель всех изменений — навести порядок
в сфере повышения квалификации учителей и переподготовки кадров,
выстроить единую систему научно-методического сопровождения педагогических
работников, чтобы повысить престиж профессии и обеспечить качество
образовательных результатов.
Подача заявления на аттестацию
Чтобы пройти аттестацию
на соответствие, заявление подавать не нужно. В этом случае
работодатель заполняет распорядительный акт, где перечислены все работники,
подлежащие аттестации, а также описан график проведения процедуры.
Ознакомить сотрудников с актом работодатель должен минимум за 30 дней
до даты аттестации.
Подавать заявление в комиссию
нужно только для присвоения категории. Работник может сделать это лично
или дистанционно.
Как проходит аттестация педагогических
работников
Условно процедуру можно разделить
на три этапа.
Первый — подготовительный. Если речь идет
об аттестации на соответствие, на этом этапе в ОО создается
комиссия.
·
Для проведения
аттестации на категорию комиссию формируют согласно порядку, утвержденному
субъектом РФ.
Работодатель составляет
представление о каждом сотруднике, который будет подлежать аттестации
на соответствие. В документе собрана информация о педагоге
и его профессиональной деятельности. Руководитель должен ознакомить
педагога с представлением минимум за 30 дней
до аттестации.
·
Для проведения
аттестации на категорию представление не составляют.
Второй этап — заседание комиссии. На нем
учитель может рассказать о своей работе и достижениях и ответить
на дополнительные вопросы комиссии.
Третий этап — объявление результатов. Открытым
голосованием члены комиссии решают, соответствует ли педагог занимаемой
должности или новой квалификационной категории.
После установления квалификационной категории соответствующие сведения
вписываются в трудовую книжку.
Новые правила аттестации учителей
с 1 сентября
2023 года
Новый Порядок аттестации
регламентируется Приказом Министерства просвещения России № 196 от 24.03.2023
«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников».
Он вступил в силу с 1 сентября 2023 года.
Порядок регулирует проведение
аттестации в случаях, когда необходимо:
·
подтвердить
соответствие работника должности;
·
присвоить
первую и высшую категории;
·
установить
категорию «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Новые категории, по задумке Минпросвещения,
должны решить проблему методической и наставнической работы в школе.
Дело в том, что учителя и до 2023 года зачастую выполняли
эти важные функции, но не имели при этом никакого официального
статуса. Введение новых категорий должно регламентировать оплату труда
и повысить мотивацию педагогов к горизонтальному карьерному росту.
Аттестация на соответствие занимаемой
должности
Новый Порядок уточняет состав
аттестационной комиссии. Теперь в нее должны входить пять человек.
И если раньше отсутствие в комиссии руководителя организации было
рекомендацией, то теперь это обязательное правило.
Еще одно требование: в комиссию
должны входить представитель профсоюза и специалисты. Это обеспечит
всесторонний анализ деятельности учителя и ее объективную оценку.
Группы лиц, которые не проходят
аттестацию на соответствие:
·
учителя,
которые имеют первую или высшую категории;
·
молодые
специалисты, которые работают в ОО менее двух лет;
·
беременные
и находящиеся в отпуске по беременности и родам,
в декрете;
·
преподаватели,
которые из-за болезни отсутствовали на рабочем месте дольше четырех
месяцев.
Аттестация на соответствие по-прежнему проводится
один раз в пять лет.
Всю информацию о том, как
проходит процедура аттестации на соответствие, собрали
в шпаргалке.
Аттестация на первую и высшую
категории
Первое изменение также касается
состава аттестационной комиссии: теперь в нее входит семь человек,
в том числе представитель профсоюза и специалисты.
Второе изменение заключается
в новых способах подачи заявления. Теперь это можно сделать
по электронной почте либо отправить почтой РФ аналоговое письмо
с уведомлением. Кроме того, подать заявление можно через портал
«Госуслуги».
Если сотруднику уже присвоена первая категория, срок
подачи заявления на высшую категорию не ограничен.
В случае если комиссия откажет ему в присвоении высшей
категории, работник сохраняет первую категорию. Подать новое заявление
на повышение можно будет через год.
Обновлен
и перечень сведений, которые преподаватель должен указать
в заявлении:
·
уровень
образования (квалификации);
·
результаты
профессиональной деятельности;
·
имеющиеся
квалификационные категории;
·
должность,
по которой будет проходить аттестация.
Главное изменение —
из Порядка исключен срок действия категории пять лет. Это значит,
что первая и высшая категории, присвоенные с 1 сентября
2023 года, будут бессрочными.
·
Квалификационные
категории, присвоенные до вступления в силу нового Порядка,
сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
Основания для присвоения первой
и высшей категорий остались прежними. Собрали их в шпаргалке.
Аттестация на квалификационные
категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»
Цель аттестации на эти
категории — выявить и использовать потенциальные возможности учителей
в методической помощи и наставнической деятельности.
У процедуры есть ряд
особенностей:
·
Аттестацию
инициирует педагог.
·
К процедуре
допускаются только педагоги с высшей категорией.
·
Категорию
устанавливают при условии, что педагог выполняет дополнительные
функции, касающиеся методработы или наставничества.
·
Работодатель
должен представить в комиссию ходатайство с описанием методической
или наставнической деятельности педагога.
Основания
для присвоения категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» |
|
Категория |
Основание для присвоения |
Педагог-методист |
Руководит методобъединением,
активно участвует в методической работе школы |
|
Руководит разработкой
программно-методического сопровождения, в том числе для реализации
инновационных образовательных программ и проектов |
|
Оказывает коллегам методическую
поддержку при подготовке к профессиональным конкурсам
и помогает им в профессиональном развитии |
|
Передает опыт
по использованию авторских учебных и учебно-методических разработок |
Педагог-наставник |
Руководит практической подготовкой
студентов по образовательным программам СПО, ВО |
|
Является наставником педработников
образовательной организации, активно сопровождает их профессиональное
развитие |
|
Содействует подготовке коллег,
в том числе молодых специалистов, к участию в конкурсах
профессионального (педагогического) мастерства |
|
Распространяет авторские подходы
и методические разработки в области наставничества |
Присвоение одной из этих
категорий предполагает, что педагог будет выполнять в образовательной
организации дополнительные обязанности, связанные с методической работой
или наставничеством. Сроки действия категорий в Порядке
не указаны.
В новом Порядке четко сказано, что наличие
категорий является основанием для дифференциации оплаты труда. А это
значит, что за дополнительные обязанности педагоги смогут получать
и дополнительную оплату.
Отказ от аттестации педагогических
работников
Сотрудники не могут отказаться
от аттестации на соответствие. Это обязательный процесс.
В случае отказа педагога решение об аттестации комиссия принимает
в его отсутствие.
·
Если
работник не смог присутствовать на заседании комиссии
по уважительной причине, процедуру переносят.
Аттестация педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края в целях установления квалификационных категорий проводится аттестационной комиссией министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста;
определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.
Организационно-техническое и организационно-методическое сопровождение аттестации возложено на государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр сопровождения образования», http://rcdpo.ru.
С сентября 2018 года в Краснодарском крае аттестация проводится в электронном формате.
Подать заявление о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории можно на официальном сайте Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Центр сопровождения образования» (ГБУКК ЦСО) согласно графику:
Сроки отправки заявлений и pdf форм | Даты заседаний |
до 10.09.2024 | 30.09.2024 г. |
с 11.09.2024 до 10.10.2024 | 30.10.2024 г. |
с 11.10.2024 до 10.11.2024 | 29.11.2024 г. |
с 11.11.2024 до 10.12.2024 | 26.12.2024 г. |
с 11.12.2024 до 10.01.2025 | 30.01.2025 г. |
с 11.01.2025 до 10.02.2025 | 27.02.2025 г. |
с 11.02.2025 до 10.03.2025 | 27.03.2025 г. |
с 11.03.2025 до 10.04.2025 | 25.04.2025 г. |
с 11.04.2025 до 10.05.2025 | 29.05.2025 г. |
- | 26.06.2025 г. |
Ежегодно процедуру аттестации успешно проходят около 8 тысяч педагогических работников образовательных организаций, находящихся в ведении министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, иных органов государственной власти Краснодарского края (министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство физической культуры и спорта, департамент по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края), а также муниципальных и частных образовательных организаций.